Геннадий Самонин: Архитектура - это застывшая музыка.

Опубликовано: 23 Апреля 2019 в 11:11 прочитали: 2177 раз(а)

Можно ли оставаться равнодушным к происходящему в Архитектуре и Градостроительстве,
если лучшие годы профессиональной деятельности посвящены этой сфере?
Что такое Архитектура? Кто, собственно, такой - Архитектор?
В чем его польза, роль и задачи?

Архитектура - это застывшая музыка.

"Крылатый" афоризм, якобы принадлежащий немецкому поэту и мыслителю Иоганну Гёте, как нельзя точно отражает схожесть двух творческих процессов - создания Музыкального и Архитектурного произведений.

Шедевры Архитектурного творчества и музыкальные произведения прошлого, в совокупности с другими видами искусств - поэзией, живописью, скульптурой, театром, позже появившимся кинематографом - наиболее полно раскрывают культурный пласт общества, отражают уровень его развития в том или ином периоде.

Со времен Древней Греции, Римской Империи, в период торжества искусств эпохи Возрождения и вплоть до нашего времени, произведениям Архитектуры и Музыки отведена особенная роль.

Если музыка призвана эмоционально воздействовать на человека, то Архитектура, главным образом, является средством организации и формирования среды его обитания - это жилье, учеба, место приложения труда, отдых, спорт, реабилитация, проведение досуга и т.д. Если провести некую сравнительную параллель меж этими двумя видами творчества - Архитектурой и Музыкой - то обнаружится их неоспоримое сходство:
- во-первых, создателем и того, и другого произведения является Автор (в одном случае - Архитектор, в другом - Композитор);
- во-вторых, каждое и Архитектурное, и Музыкальное произведение имеет только ему присущий индивидуальный стиль, жанр, характер, гармонию, образ, масштаб, ритм и.т.д, которые определяются Автором, чьи права защищены законодательством;
- в-третьих, и это является особенно важным, реализация каждого из произведений требует Исполнителя - Музыкальное произведение исполняет Музыкант, Архитектурное - Строитель.

От того, как достоверно, с каким уровнем мастерства и качества Исполнитель реализует произведение, зависит конечный результат творческого замысла Автора.

Исполнение непременно должно строго соответствовать Авторскому замыслу, какие-либо изменения возможны только под руководством Автора - эта непреложная аксиома многие тысячелетия правит Миром, заставляя нас восхищаться гениальными творениями наших предшественников, как в Музыке, так и в Архитектуре.

Архитектор - это Автор, создатель Архитекурного произведения - (в переводе с древне-греческого - "главный строитель" - квалифицированный специалист с обязательным профильным образованием и талантом, работающий в сфере организации жизненного пространства, эстетического формирования всех его составляющих. Он занимается градостроительством, планированием и благоустройством территорий, объемным проектированием, сохранением объектов культурного наследия, дизайном интерьеров, разработкой малых форм.

Кроме этого, в зависимости от опыта и уровня квалификации, Архитектор реализуется в научной, педагогической, экспертной, исследовательской деятельности, административной и общественной работе.

Архитектура, как профессия, совмещает в себе, казалось бы, несовместимые грани: с одной стороны - творчество (создание художественных, приятных глазу форм и образов), с другой - эргономичные технические решения, четкие математические расчеты, учет свойств материалов и конструкций, строжайшее соблюдение действующих норм и правил.

В своей практической деятельности Архитектор руководствуется действующими в стране нормативами и законодательством, а в профессиональном сообществе - Кодексом профессиональной этики Российского архитектора.

Основной сферой творческой деятельности Архитектора является градостроительство - процесс формирования городской среды, в тесном взаимодействии с Градостроительными органами, руководимыми, в обязательном порядке, квалифицированными Архитекторами.

Градостроительные органы способствуют деятельности Архитектора, строго руководствуясь утвержденной градостроительной документацией: генеральными планов городов, поселков, жилых районов, кварталов и.т.д.

Этот административный ресурс не только обеспечивает весь градостроительный процесс, но и несет ответственность за его конечный результат и качество реализации.

Архитектор в своей деятельности соблюдает и руководствуется профессиональным принципом, как и у врача, – «не навреди».

Великие зодчие Отечества...

Отечественная Архитектура берет свое начало еще со времен Древней Руси, расцвет ее приходится на середину ХVII века. Затем, в начале ХIХ века, Архитектура получает дополнительный импульс развития в виде новых направлений, продолжающийся вплоть до середины 1950-х годов.

После этого, Архитектурная сфера претерпевает кардинальные изменения - наступает противоречивый период ее эволюции, который длится по сей день.

На протяжении всего развития нашей Архитектуры, своим мастерством блистала замечательная плеяда российских зодчих: Василий Баженов, Матвей Казаков, Иван Саров, Андрей Воронихин, Андрей Захаров, Константин Тон, Федор Шехтель, Иван Фомин, Николай Краснов, Алексей Душкин и многие-многие другие.

Начало и первая треть ХХ века вообще прошли под знаком Русского авангардизма - чего стоит один только "Конструктивизм", новое направление, существенным образом повлиявшее на развитие всей мировой Архитектуры, яркими представителями которого были Константин Мельников, братья Леонид и Виктор Веснины, Моисей Гинзбург. Так же, как и "Псевдорусский стиль", основанный на принципах древнерусского зодчества в постройках культового назначения Андрея Аплаксина, Владимира Покровского, Александра Лишневского.

Апофеозом деятельности наших Архитекторов стала середина прошедшего столетия - после Великой Отечественной Войны, когда страна преодолевала разруху, поднималась из пепла и руин, требовались новые архитектурные идеи, эмоциональные символы и достойные ориентиры. Тогда-то и получило масштабное развитие совершенно иное направление в мировой и отечественной Архитектуре - так называемый "Сталинский Ампир".

Осмысленно созданный гибридный стиль - эклектика, смесь монументального и классического стилей, с применением элементов византийской Архитектуры и ампира, с акцентированной идеологической направленностью.

Практически все поколение Архитекторов того времени работало в этом стиле: Борис Иофан, Лев Руднев, Павел Абросимов, Сергей Чернышёв, Александр Хряков, Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Михаил Посохин.

Нет ни одного города на карте нашей страны, от мала до велика, где нет построек такого стиля, не говоря уже о Санкт-Петербурге, Москве и столицах республик.

К примеру, в Симферополе "Сталинский Ампир" оставил свой след в виде здания Железнодорожного вокзала (архитектор Алексей Душкин) и здания кинотеатра "Симферополь" (архитектор Виктор Калмыков).

Стоит отметить, что строения в стиле "Сталинский Ампир" и сохранившиеся постройки более ранних периодов входят в реестр объектов культурного наследия России, эти Архитектурные творения стали историей нашей страны и представляют собой национальное достояние, охраняемое государством.

Музыка этого периода вполне соответствовала созидательному настроению граждан страны-победительницы: патриотические песни, торжественные марши, в том числе - и обновленный после окончания ВОВ величественный Гимн СССР.

Телега, правящая лошадью...

Никита Хрущев известен не только тем, что является "автором" передачи Крыма в состав Украины в 1954 г, он еще и является и "могильщиком" Архитектуры.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1871 от 4 ноября 1955г «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» Архитектуре нанесен удар сокрушительной силы, непоправимый урон, последствия которого остро ощущаются и в наше время.

Именно это Постановление явилось первопричиной того, что сегодня происходит с Архитектурой в наших городах.

Под предлогом борьбы с излишествами в строительстве и за экономию, был разрушен идеологический стержень Архитектуры: упразднена Академия архитектуры, девальвирована кузница кадров - высшая школа. Ведущие архитекторы лишены присвоенных им Государственных наград и званий, наложен запрет на архитектурные стили, Архитектура объявлена чуть ли не вредной и вообще ненужной...

А главное - государство кардинально изменило отношение к Архитектору: приоритетные и главные роли были переданы Исполнителю, т.е. Строителю.

Градостроительные органы страны и руководящие ими профессиональные Архитекторы попали под неимоверное давление со стороны государства, их статус стал понижаться.

Таким образом градостроительный процесс был развернут противоестественным образом - Исполнитель стал руководить Автором произведения, иными словами, телега стала управлять лошадью...

Абсурдность станет очевиднее, если возвратиться к сравнению создания Архитектурного и Музыкального произведений - ведь трудно себе представить ситуацию, когда музыканты стали бы диктовать Автору-композитору, какие мелодии и в какой тональности ему сочинять...

Однако, с тех пор Исполнитель единолично стал решать, что и как он будет строить, подходит ли ему то или иное проектное решение. Дело доходило до того, что при проектировании объектов вид фасадов, конфигурация окон, шаг колонн, применяемый материал, да и сама планировка зданий не принималась без одобрения Строителей.

На фоне происходящего Архитектура вынужденно стала сдавать былые позиции, а профессиональный цех терял квалифицированные кадры. Архитектор превращался в "бревно", которое всем мешало...

Процесс создания Архитектурного произведения стал затухать и превратился в процесс штамповки типовых решений и квадратно-гнездовое возведение неудобных и ущербных объектов жилого, социально-бытового и культурного назначения.

При сдаче готовых объектов Архитектора не всегда даже вспоминали. А почести, регалии и награды, если таковые были, доставались Исполнителю.

Авторское право Архитектора практически игнорировалось...

Все это не могло не получить последствий, и наши города стали превращаться в нечто безликое, однотипное и неприглядное.

Лучший город юга страны...

Но, невзирая на происходящее, Архитектура Крыма в период 1960-80-х годов продолжала жить, Градостроительный процесс умело регулировался опытными, закаленными профессионалами-Архитекторами: Виктором Мелик-Парсадановым, Валентином Фуклевым, Павлом Колесниковым, Анатолием Тарасенко, Леонидом Фрусловым. Функционировали руководимые ими республиканский и городские Градостроительные советы.

Разработкой проектов по строительству занимался головной институт "КрымНИИпроект" и его филиалы в нескольких городах полуострова. 35 лет назад, в 1984 году, в истории нашего города был знаменательный период - когда в канун своего 200 - летия Симферополь, по признанию специалистов, был лучшим городом юга страны по состоянию и благоустройству.

Это показательный пример триумфа Архитектуры - период, когда профессиональные Архитекторы, в том числе, работающие в Градостроительных органах, были поглощены творчеством: Заместитель главного Архитектора Симферополя Валентина Тарасенко, Архитектор Киевского района Владимир Приступа, Архитектор Центрального района Владимир Бородин, Архитектор Железнодорожного района Игорь Костин, в тесном содружестве с Архитекторами института "КрымНИИпроект": Анатолием Полегеньким, Анатолием Митюниным, Владимиром Дегтяревым, Таисиией Шеремет, Валерием Костецким, а так же Крымской КАРМ "Укрпроектреставрация" под руководством Георгия Дудка, инженерами института "Крымкоммунремдорпроект" Виктором Арабеем, Натальей Диковой, Олегом Шоновым и многими, многими другими...

Город разительно изменился - вступили в строй новые объекты: Дворец Профсоюзов, здание главпочтамта, новые корпуса мединститута; завершено благоустройство русла реки Салгир; сформированы основные городские парки: Гагаринский с Мемориальным комплексом "Вечный Огонь", Детский, Мир, Тараса Шевченко, Скверы Тренева и Дыбенко; построено огромное количество скверов и зеленых уголков отдыха. Наглядной агитацией, вывесками и малыми формами занимался специалист, на правах заместителя главного Архитектора города.

К этому времени Симферопольский домостроительный комбинат и институт "КрымНИИпроенк" освоили и успешно реализовывали новую серию панельных жилых домов. За последние пять лет было построено и сдано в эксплуатацию жильё общей площадью более 700 тысяч м.кв, что превысило площадь всего жилого фонда довоенного Симферополя.

Именно в то время были реконструированы городские магистрали, запушены новые троллейбусные маршруты по Проспекту Победы, улицам Толстого, Пролетарской, Воровского, Залесской, были благоустроены площади у железнодорожного и автовокзалов, территория, прилегающая к аэропорту "Симферополь".

Город очистили от заполонивших его металлических ограждений-турникетов вдоль проезжих частей улиц, оставив их только в местах острой необходимости.

Усилиями Симферопольского предприятия "Крымзеленстрой", под руководством Евгения Ильинского, высажено огромное количество зеленых насаждений, в том числе на улицах с уже сформированным профилем - на Проспекте Ленина, у Драмтеатра им. М.Горького и т.д.

Фасады зданий, не зависимо от их принадлежности, отремонтированы.

Здания, представляющие ценность и состоящие на учете - отреставрированы, прилегающие к ним территории - приведены в порядок, обновлены малые формы.

Все это происходило на фоне успешной работы промышленных предприятий города, продукция которых поставлялась не только во все регионы Союза, но и за его рубежи: Заводы "Фотон " и "Фиолент", предприятия "Электромаш", "Продмаш", "Сизакор" и.т.д..

Набирали обороты и предприятия местной пищевой промышленности: консервный завод, пивобезалкогольный комбинат "Крым", кондитерская фабрика, гормолзавод, хлебокомбинаты и т.д. По выходным и праздникам устраивались грандиозные ярмарки с разнообразием продовольственных товаров и сельхозпродукции.

Не отставала и стройиндустрия, карьеры поставляли щебень и материал из известняка для стен, а Шархинский карьер изготавливал ступени из диорита, применяемые в благоустройстве.

Совокупный успех и достижения горожан к 200-летнему юбилею города были отмечены лидером Компартии Украины Владимиром Щербицким лично, Симферополю был вручен орден "Трудового Красного Знамени".

Это период, когда процесс возглавлялся Архитектурой, а все другие его участники были ее союзниками, помощниками и исполнителями. Конечно, такой результат был достигнут в результате пристального внимания Симферопольского горкома КПСС Эрика Покровского, а особенно - благодаря настойчивости и личной энергичности Председателя Симферопольского горисполкома Владимира Лавриненко.

Именно точное понимание им роли Архитектуры в формировании городской среды и дало такой непревзойденный результат.

Владимир Федорович, еще будучи директором электромашиностроительного завода, построил в центре Симферополя детский сад "Алые паруса", по индивидуальному проекту, переработав типовое решение, вопреки действующим ограничениям.

К сожалению, в последующем, Симферополю к подобному успешному результату не удалось даже приблизиться.

Вызывает огромное сожаление в этом вопросе не только отсутствие преемственности, но и то, как забываем мы быть благодарными нашим предшественникам...

Владимир Федорович Лавриненко, за его выдающийся личный вклад в развитие Симферополя, как минимум, должен быть его Почетным гражданином...

Многие годы Архитектурное сообщество добивается установки памятной доски ушедшему от нас Архитектору Леониду Петровичу Фруслову, добросовестно отслужившему городу более 30-ти лет в качестве Главного архитектора, руководителя градостроительного органа Симферополя и воспитавшему новое поколение преемников.

"Попса" на смену Моцарту...

Настали "лихие 90-е", из магнитофонов зазвучали залихвацкие песенки "на три аккорда", не сильно отличавшиеся одна от другой. Молодые ребята обзаводились спортивными костюмами, стал появляться кооперативный, коммерческий и прочий быстро нажитый капитал, обладатели которого принялись с неуемной энергией его осваивать и строить...

Строились огромные, в габаритах едва не вылезавшие за границы отведенного участка, многоэтажные нелепые сооружения.

Активно работал принцип "самостроя". Архитектор привлекался редко, а когда привлекался - роль его была крайне ограничена.

Это был экстремальный период для выживания Архитектуры.

Градостроительным органам Крыма, руководимыми в то время Александром Гуцаленко и Главным архитектором Симферополя Владимиром Кравченко, не всегда удавалось отстаивать профессиональные принципы.

Массовым образом стали застраиваться рекреационные зеленые зоны по руслам Малого и Большого Салгира; осваивались территории, предусмотренные для развития городских объектов обслуживания: набережная Б. Салгира у роддома, набережная М.Салгира в районе Лермонтовского жилого района, территория школы №7 по ул. Мокроусова и т. д.

Показателен такой пример - к 200-летию города, в 1984 году, был благоустроен и озеленен Сквер им. Дыбенко, с установкой памятной Скрижали по ул. Ушинского. Город за свой счёт снёс малоценное жилье, выделив для переселения несколько десятков квартир, перенёс на новое место существовавший там цветочный рынок.

Но в 90-е годы на территории этого Сквера вдруг возникает "частное предприятие общественного питания с автостоянкой", которое работает до сих пор...

В это же время появляется "ноу-хау" в строительстве - "выборочная" или "точечная застройка". Жилые многоэтажные дома размещаются где угодно - в промзонах, в сложившейся застройке, за счет территорий парков, в зеленых зонах.

В последующем исчезает должность Главного Архитектора Крыма, а с должностью Главного архитектора Симферополя начинает происходить "чехарда" - Архитекторы менялись чуть ли не каждый год. В этой должности побывало около десяти человек, причём, вместо профессионала с должными позициями предпочтение отдавалось покорному и безропотному "чего изволите?..."

К огромному сожалению, в Симферополе, как и во многих других городах Крыма, проблемы с Главными архитекторами и полноценными органами архитектуры остаются и по сей день..

А воз и ныне там...

Крымская Архитектура, из Советского периода, миновав период украинский, вот уже 5 лет как в Российской Федерации. Состояние её на 2014 год было, мягко говоря, неоднозначно.

Полноценные градостроительные органы отсутствовали. Фрагментарно, в муниципалитетах, за исключением Ялты и Севастополя, существовали органы Архитектуры, где профессиональный Архитектор в штате - редкость, не говоря уже о должностях главных Архитекторов в других городах Крыма.

Не было и главного архитектора Крыма. В штате министерства строительства и коммунального хозяйства РК была "некая единица", на правах заместителя, в обязанности которой входило, в том числе, решение вопросов Архитектуры.

Градостроительные Советы превращены в формальные заседания, состоящие, в основном, из управленцев-администраторов, а не из специалистов - Архитекторов.

Протоколы по принятым решениям не опубликовывались.

Все решения в градостроительной сфере принимались чиновниками и депутатами в коллегиальном формате, персональной ответственности за их принятие и реализацию никто не нёс...

И, как результат, города стали с новой силой заполняться строениями безобразного внешнего вида, не обеспеченными должной инфраструктурой, наносящими ущерб городской среде и Архитектуре в целом.

Печальными примерами этого служат практически все постройки в Крыму за последние 20 лет, за небольшим исключением ...

Профессиональный подход к решению градостроительных задач отсутствует и сегодня - продолжают допускаться серьезные ошибки и откровенные нелепости.

Взять, опять-таки, город Симферополь.

Несмотря на надвигающийся "транспортный коллапс", практических мер по разгрузке центра города не осуществляется.
- не решается вынос ЗАГСа с ул.Пушкинской, к примеру, в бывший к-тр "Космос", недалеко от комплекса "Вечный огонь";
- чиновниками "продавлено" строительство нового кукольного театра по ул. Горького, вопреки возражениям архитектурного сообщества, в то время как многие годы остается незавершенным строительство станции скорой помощи по ул. Гагарина;
- вопрос о выносе из центра города административных и сопутствующим им служб вместе с персоналом, транспортом и клиентами вообще не рассматривается;
- парк им. Гагарина. Вместо того, что бы вынести троллейбусный парк на отведенную ранее в промзоне территорию, освободившуюся площадку передать парку, разработать Архитектурный проект на весь парк, реализовывать этот проект по этапам, в зависимости от объема выделяемых средств - его территория агрессивно осваивается, выполняются псевдо-работы по благоустройству;
- в районе площади Куйбышева огромную территорию и объект культурного наследия "Дом Христофорова" занимает винодельческое предприятие "Дионис". Многие годы эта территория и памятник находятся в крайне неудовлетворительном и бесхозном состоянии, территория обесценена;
- в жилом районе Лермонтова-Куйбышева до сих пор существуют малоценные, чужеродные строения, мешающие завершению его застройки;
- завод Фиолент по ул. Киевской - такой же предмет для рационального и грамотного использования имеющейся территории в городских интересах.
- на улицах города продолжают стоять и портить его внешний вид "недострои", информация о судьбе которых до сведения общественности не доводится;
- в город вновь вернулись эти ужасные металлические ограждения-турникеты, причём ими ограждены практически все улицы, включая внутриквартальные. Через короткое время они превратятся в ржавое, грязное и уродливое составляющее экстерьеров наших городов. А ведь для Симферополя этот опыт является пройденным. Уже известно - какой-либо необходимости в этих "заборах", как и обеспечения ими безопасности - нет, что подтверждает и мировая практика.

Да, за последние пять лет стали происходить позитивные перемены. Действуют Федеральные целевые программы, заходят инвесторы, оживился рынок строительства жилья, причём, как и должно быть, разрабатываются и реализовываются проекты комплексной застройки.

В Архитектуре появляются признаки возрождения ее прямого предназначения. При наличии полноценных градостроительных органов, с профессиональным руководством во главе, процесс реабилитации Архитектуры не за горами...

Архитекторы Крыма

Попытки все-таки исправить фактическое положение предпринимаются профессиональным сообществом Архитекторов России, и усилия в этом направлении продолжаются. «Меморандум 2013» - доклад Национальной палаты архитекторов о положении Архитектуры в России, в результате обнародования которого стала меняться законодательная и нормативная базы.

В 2015 г. Президент Союза Архитекторов России Андрей Боков пожелал Крымским коллегам первыми в РФ решить проблему, используя текущий переходный период и наличие в Республике Крым полного комплекта ветвей власти.

Кроме того, в Крыму существует профессиональное архитектурное сообщество - Союз Архитекторов Республики Крым - на основе правопреемственности, в составе Союза Архитекторов России. Сообщество насчитывает более 100 членов Союза.

Архитекторы - на своих собраниях, на правлении Союза, на страницах "Крымской правды", на сайте "Крымский Архитектурный портал", в социальных сетях - постоянно поднимают беспокоящие их вопросы, выступают с инициативами и предложениями, такими как:
- Обращение в Госсовет и Совмин РК о Главном Архитекторе Крыма и градостроительных органах;
- Предложение совместно с Общественным Советом ГК по охране ОКН о восстановлении памятника Екатерине Второй.

В результате чего:
- в 2015 г. назначен Главный Архитектор Крыма, началась реанимация градостроительных органов;
- в 2016 г., при содействии Депутата Госдумы РФ Светланы Савченко и активном участии Елены Аксеновой, памятник Екатерине Второй восстановлен;

Однако, другие инициативы и предложения Архитекторов отклика властей пока так не получили:
- О ротации Архитекторов в комиссии Госсовета РК по премиям и наградам;
- О представительстве Архитекторов в депутатском корпусе, советах и комиссиях;
- О подготовке в Крымской НАПкС архитекторов-реставраторов и архитекторов-администраторов.
- Об установке памятной доски Архитектору Леониду Фруслову.

Вместе с финансированием ФЦП по развитию инфраструктуры Крыма (в том числе - по строительству и реставрации) на полуостров устремились проектировщики и подрядчики с материка, имеющие несопоставимый (а иногда и сомнительный) потенциал в сравнении с Крымскими компаниями.

Структуры, обеспечивающие тендеры на закупки услуг в проектировании, из-за крайне низкой квалификации своего персонала (либо по каким-то иным причинам) прописывают условия, главным критерием которых является только цена.

Многолетний опыт, наличие выполненных проектов, стаж, аттестация и квалификация персонала Исполнителя для них не главное...

В результате, на фоне обещаний Крымских чиновников поддерживать местных производителей, заказы, зарплаты, налоги от средств ФЦП уходят на материк, не смотря на то, что качество работ материковых подрядчиков вызывает нарекания, а местные компании продолжают быть незагруженными...

Масса случаев, когда исполнения обязательств по заключенным договорам и полученным авансам рассматривают правоохранительные органы. Вместе с тем, в настоящее время Архитекторы Крыма и их компании продолжают выживать и подстраиваться под новые "реалии".

Ряды Крымских Архитекторов пополняются талантливыми профессиональными кадрами: Ростислав Гайдай, Дмитрий Дегтярёв, Кирилл Бабеев, Максим Пивоварчик, Елена Акулова, Михаил Потапчук, Юлия Самохвалова и многие другие.

Они не равнодушны к происходящему, болеют за Архитектуру, увлеченно участвуют в жизни профессионального сообщества. Несмотря на отсутствие централизованного социального заказа, организовывают семинары и конкурсы.

Как профессионалы, они востребованы теми, кто понял, что Архитектор - это Автор, стоящий во главе грамотной реализации любой градостроительной задачи.

И что в итоге?

Во все времена - советские, украинские или российские - строительство объектов с нарушениями нормативов и отступлениями от разработанного проекта считалось недопустимым и влекло за собой последствия.

В итоге, начиная с украинского периода, мы наблюдаем плачевную картину - строительство превратилось в прибыльный бизнес, действуют рыночные отношения и законы рентабельности: девелоперы, менеджеры, энергичное строительное лобби... Зарабатывают все, а уровень Архитектуры остается неприемлемо низким, городской среде наносится ущерб...

На рынке строительных услуг в Крыму всего несколько компаний, которые постоянно строят. Их интересы обслуживают корпоративные Архитекторы, обеспечивающие волю своих работодателей, которая не всегда в полной мере соответствует интересам городов, а об интересах Архитектуры вообще нет речи...

Примеров тому множество: жилой "дом-колодец" по ул.Фрунзе, жилая многоэтажка в парке Мир; жилая высотка по ул.Киевской, №153в; жилой дом по ул. Шмидта/Фрунзе, жилые дома в Детском парке, новострой на углу ул. Пушкина и К.Маркса, тот же злосчастный "Куб"на пл. Куйбышева и т.д.

Просто оторопь берет, если представить, что это "достояние" мы оставляем своим потомкам и оно будет многие десятилетия являться свидетельством уровня нашей квалификации в Архитектуре и Градостроительстве.

Необходимо объявлять "чрезвычайное положение" и срочно исправлять ситуацию, пока не стало слишком поздно...

Если зафиксировано нарушение - нужно, как полагается, определить и привлечь к ответственности виновных, тех, кто сопровождал проект, согласовывал и давал разрешение на строительство, принимал объект в эксплуатацию, вне зависимости от периода строительства объекта (украинский или российский).

В качестве компенсации за причиненный городу ущерб, владельцы таких объектов должны, в обязательном порядке, нести обременения - их нужно обязывать разработать, согласовать и выполнить дополнительные мероприятия по приведению объекта в приемлемый вид. Кроме того, владелец должен быть ограничен в правах, участвовать в долевом строительстве городских объектов и подвергаться дополнительному взысканию денежных средств.

Именно для этого в Республике Крым и существует наличие всех ветвей власти.

На практике меняется все очень медленно - синдром телеги, правящей лошадью, жив. Если вернуться к аналогии с Музыкой - музыканты, а теперь Оркестр, так и руководят Автором.

А Оркестр - потому, что к непосредственному Исполнителю (строителю) прибавилось огромное количество депутатов и чиновников-управленцев (не имеющих ни архитектурного образования, ни понятия об Архитектуре), самонадеянно решивших, что они в Архитектуре специалисты...

Опять же, сопоставляя с музыкой - редко кто из чиновников и представителей депутатского корпуса берётся сочинять музыку. Но как только возникают вопросы Архитектуры - их как прорывает - сплошные специалисты...

Инициатива Крымских Архитекторов

Прошло более 64-х лет после разгрома Хрущевым Архитектуры, но профессия нашла в себе силы не только выжить и сохраниться, но во многом закалиться.

Отсутствие при застройке наших городов должного качества Архитектуры привело к очевидному и удручающему результату, требующему незамедлительных перемен в Градостроительстве.

Крымской власти необходимо сделать выбор - "плыть по течению", продолжая превращать наши города в откровенное безобразие (на подобие египетской Хургады), или напротив - воспользоваться имеющимися полномочиями и остановить безобразие, сделать паузу, проанализировать происходящее, навести порядок, вернув Архитектуре отнятый статус, и направить процесс Градостроительства в естественное русло.

Учитывая, что в действующем Реестре видов профессиональной деятельности в РФ под №10 значится "Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн", Крымское сообщество Архитекторов подготовило в адрес руководства Страны предложение - "Инициатива Крымских Архитекторов", которое заключается в создании при Правительстве РФ (по аналогии с уже существующими Федеральными министерствами):
- Минархитектуры России (Федерального Министерства Архитектуры и Градостроительства РФ);
- подчинить Минархитектуры напрямую Президенту РФ;
- создать при Минархитектуры Профессиональный Архитектурный Совет (Совет по Архитектуре и Градостроительству РФ);
- назначить на должность Министра Главного архитектора России - опытного профессионала-архитектора, по рекомендации Архитектурного Совета;
- создать профильные структуры Минархитектуры и Архитектурных Советов в Федеральных округах, Республиках, Краях, Областях и крупных городах, обеспечив подчиненность и подотчетность их по вертикали;
- рассмотреть возможность создания Минархитектуры путём реорганизации существующего Минстроя РФ (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства).

Наладив работу такой структуры и обеспечив ее профессиональными Архитекторами, мы обеспечим возможность Авторам создавать произведения, а Исполнителям - их добросовестно реализовывать, как это происходит в некоторых субъектах Российской Федерации и во всём цивилизованном мире.

Тогда, быть может, и у нас появится возможность оставить потомкам в наследство города с произведениями Архитектуры, которыми можно будет гордиться.

Самонин Геннадий Васильевич (68 лет)
- Заслуженный архитектор Республики Крым;
- Академик. Член Президиума РОО "Академия Архитектурного Наследия". г. Москва;
- Аттестованный Минкультуры РФ ахитектор-реставратор высшей категории
- Аттестованный Минкультуры РФ Федеральный эксперт по проведению Гос ИК Экспертизы;
- Член общественного Совета Госкомитета по охране КН Республики Крым;
- Член Правления Союза Архитекторов России в Республике Крым;
- Член Правления Союза Реставраторов России в Республике Крым.
- Генеральный директор ООО "НТПО "КРЫМ".

Автор новости: ООО




Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Поздравляем с Днем рождения архитекторов!

  • Вчера отмечал(a) Балковая Светлана Анатольевна
  • Вчера отмечал(a) Дзюба Наталья Алексеевна
  • Вчера отмечал(a) Сидлецкая Татьяна Владимировна
  • Сегодня отмечает Алексеева Наталья Александровна
  • Завтра отмечает Старикова Наталья Петровна
  • 27.04.2024 отмечает Костецкий Владимир Валерьевич

Работы из галереи проектов КАП

Магазин готовых проектов