Графская пристань

Печать

Обновлено: 02 Ноября 2014 в 09:48 Опубликовано: 15 Июля 2013 в 00:00 прочитали: 16217 раз(а)

Графская пристань

Графская пристань – важнейшая центральная часть Севастополя, названная в честь командующего Черноморским флотом в 1786—1790 годах графа М. И. Войновича. Изначальное название пристани – Екатерининская, не прижилось, как и более позднее – III Интернационала. Историческое название было возвращено Графской пристани в 90-е годы прошлого века.

Строительство пристани началось 3 (14) июня 1783 года в числе первых четырех каменных строений города и было закончено практически за месяц. Сперва это был шлюпочный причал, но к 1787 г., к приезду Екатерины II, построена широкая каменная лестница и пристань. Свой современный вид сооружение приобрело в 1846 году, когда по проекту инженер- полковника Джона Уптона, англичанина на русской службе, была возведена сдвоенная колоннада дорического ордера образующая пропилеи. В нишах портика были установлены мраморные статуи, выполненные итальянским скульптором Фердинандо Пелличио. Завершают ансамбль лестницы у спуска к морю лежащие мраморные львы. Колонны поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом, украшенный более высоким парапетом (аттиком) с датой постройки - «1846».

Во время первой обороны Севастополя Графская пристань помогала обеспечивать бастионы боеприпасами и продовольствием и была частично разрушена после взрыва одной из барж. Именно здесь в 1853 году севастопольцы приветствовали вице-адмирала П. С. Нахимова после Синопской победы.

27 ноября 1905 года лейтенант П. П. Шмидт отбыл с Графской пристани на крейсер «Очаков» и сюда же были возвращены останки руководителей восстания - П.П.Шмидта, Н.Г.Антоненко, А.И.Гладкова, С.П.Частника, расстрелянных в 1906 году на острове Березань. 

В 1920 году Графская пристань стала свидетельницей эвакуации остатков войск генерала-лейтенанта П. Н. Врангеля, а также более 80 тысяч мирных жителей.

Во время Великой Отечественной войны у Графской пристани 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина», сама пристань сильно пострадала, но приняла отряды моряков-черноморцев, 9 мая 1944 года водрузивших военно-морской флаг в знак освобождения Севастополя от фашистских захватчиков.

Реставрация Графской пристани началась в 1968 году, когда по проекту архитектора В.М.Артюхова и инженера А.И.Михайленко проводился капитальный ремонт лестницы. В 1987-1988 годах было завершено восстановление колоннады силами Крымской межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя УССР по проекту и технологии института «Укрпроектреставрация». Реставрация пилонов и очистка мраморных скульптур проводилась специалистами бригады реставратора Е.И.Бартана, а симферопольская бригада лепщиков В.Т.Уланова выполнила отделочные работы по воссозданию карнизов и колонн.

По материалам следующих источников:
Веникеев Е. В. Архитектура Севастополя. Симферополь, 1983, с. 41 
Гармаш П.Е. Путеводитель по Крыму. - Симферополь, 1996.
Гусаченко А.П., фотографии
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1983—1986. Том 2, с. 264.
Соколовская Ю.С., фотографии
Тимофеенко В.И. - Киев: Мистецтво, 1991.

Фотографии Графской пристани:

 

Графская пристань на карте:

 





загрузка...
Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru


Свежие новости на КАП:

Имя Айвазовского интегрируют в стиль аэропорта «Симферополь»

Архитекторы и дизайнеры получили задачу по разработке дизайн-концепции «того, как будет представлено имя Айвазовского внутри терминала» и снаружи. Как пояснили в пресс-службе аэропорта, сейчас рассматривается, каким образом это имя будет представлено в корпоративном стиле аэропорта.


В Симферопольском районе построят комплекс на 1,5 млн кв. м. недвижимости

Уходя с поста министра строительства и архитектуры РК, Сергей Кононов в интервью Крыминформу сообщил о готовящейся реализации проекта комплексной застройки на территории Симферопольской агломерации. По его словам, речь идет о возведении недвижимости разного назначения общей площадью порядка 1,5 млн кв. м. (около 1 млн кв. м. из них — жилье).


Через Севастопольскую бухту построят вантовый мост

Принято решение о трассировке и коридоре прохождения мостового перехода через Севастопольскую бухту. Научно-технический совет пришел к выводу, что лучшим вариантом будет вантовый мост от улицы Богданова в районе зернового терминала на Северной стороне с выходом в центральной части на реконструированную улицу Багрия в районе 1472 военно-морского клинического госпиталя.


Баннер