Ордера архитектурные
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.
Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера – постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI - V вв. до н.э. С IV в. до н. известен коринфский ордер. Членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к сер. V в. до н.э. гибким художественным приемом архитектуры греческой классики. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорциональных соотношений отдельных его частей кладет модуль – половину диаметра ствола колонны у ее основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордера для характеристики других архитектонических систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами) ордера. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Древней Греции). Применялись также ордера или его отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Ордер вызывает большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно свободное употребление ордеров в XV веке сменяется более строгим их применением в XVI в.
Добавить статью в закладки: |
Свежие новости на КАП:
В Казачьей бухте начинается строительство сразу двух важных дорог.В Севастополе приступают к устройству подъезда к открытому в мае 2025 года культурно-досуговому центру «Бухта Казачья» и строительству дороги на улице Лиговской.
В Сeвастополe открыли обновлeнную экспозицию Музея Крыма и Новороссии
В музейно-храмовом комплексе «Новый Херсонес» в Севастополе открылась обновленная постоянная экспозиция Музея Крыма и Новороссии. В цeрeмонии открытия принял участиe заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко. Об этом сообщаeт Правитeльство России.
Крымский архитектурный форум -2025 и выставка
Архитектор и реставратор Ольга Сергеева курировала работу по поиску сведений о тридцати архитекторах, среди которых Валентин Пекарский , Ефим Крикун, Аркадий Усык , Боис Исаев и многие другие – известные и уже, к сожалению, подзабытые в Крыму талантливые зодчие. Итак, в год 80- летия Великой Победы у Союза Архитекторов Республики Крым появились исчерпывающие сведения о 30 коллегах, среди которых пятеро были награждены орденом Красной звезды. Были среди архитекторов- участников Великой Отечественной и награжденные медалями за взятие Берлина, Кенигсберга, Вены.