«Башня Белозерского» или итоги участия Крыма на фестивале «Зодчество-2014»
«Единая методика, при местных подходах к ее использованию — зачатки нашей современной школы», - отмечает Владимир Дегтярев, председатель Союза Архитекторов Республики Крым.
Экспозиция «Архитектура Крыма» составлена из трех взаимосвязанных частей, посвященных сложению Крымской архитектурной школы в последнее столетие.
Первая часть экспозиции павильона: МАСТЕР, посвящена творческому наследию пионера довоенной советской архитектуры Крыма Бориса Белозерского.
Вторая часть: СРЕДА представляет ретроспективу курортной типологии в советском зодчестве 1920-1980-х годов в формате первоначально обособленной выставки «Курортоград: Евпатория и наследие советской архитектуры».
Третья часть: ПАНОРАМА, задумана как срез наиболее репрезентативных построек и проектов в Республике за последние пять лет, отвечающих концепции Фестиваля Зодчество'14.»
КАП обратился к куратору и вдохновителю спецпроекта «Архитектурный КРЫМ» Алексею Комову с просьбой дать комментарии по завершении работы фестиваля.
Алексей Комов:
Специфика представления Крыма впервые на Зодчестве'14 это пролог к большой работе по осознанию, как крымскими профессионалами для себя, так и крупными федеральными проектными институциями, реального присутствия Крымской архитектурной школы среди всеобщего «разнотравья».
Именно социальной сверхзадачей спецпроекта «Архитектурный КРЫМ», включая визитную карточку павильона: архитектурный маяк «Башни Белозерского», было показать большинству здесь и сейчас, что важнейший ресурс Крыма, помимо всем известного природного — это его люди, носители профессиональных традиций и наследия.
Уже упомянутая «Башня Белозерского», которая была видна со всех уголков пафосного московского выставочного пространства Гостиного двора — адаптированный образ вышки актинометрической станции первоначального конструктивисткого проекта Бориса Белозерского для Евпатории 1931 года (125-летию, которого была посвящена секция «Мастер» внутри самой башни).
Это важный многоуровневый символ: маяк, дающий зримые сигналы своего присутствия с одной стороны, а с другой — по аналогии со своим евпаторийским прототипом, собирающий и транслирующий в социум данные архитектурного климата полуострова, основанные на истоках, опыте и настоящем современной Крымской школы. Школы, сложившейся за последние без малого сто лет.
Ведь крайне важно и крымским зодчим, проводникам и наследникам Крымской школы осознать себя единым творческим созидательным сообществом, готовым отстаивать не свои шкурные интересы по отдельности, а именно свое общее достоинство, основанное на опыте наследия, профессиональной этики и солидарности.
Только с единым сообществом можно считаться, а главное плодотворно работать. Но для этого его надо «разглядеть». В этом и была главная цель спецпроекта «Архитектурный КРЫМ» и она достигнута! К площадке спецпроекта было приковано живое искреннее внимание и на ней постоянно происходило интенсивное общение. Кстати, соседним павильоном по иронии был Гипрогор, с которым как раз удались объединенные плодотворные сессии в течении всех дней фестиваля.
Отдельно хочется сказать о внеэкспозиционной программе, ведь помимо павильона крымская архитектурная традиция выступила на всех лекционных площадках: главная сцена, конференц-зал и пресс-клуб. Отдельная благодарность Робину Монотти, Ольге Сергеевой и Кириллу Бабееву за блестящий лекционный крымский цикл на Зодчестве в этом году.
Евпаторийская ДХШ им. Волкова, также впервые представлявшая Крым в разделе фестиваля, посвященного детскому архитектурно-художественному творчеству, стала лауреатом фестиваля!
Крым был увиден и услышан, причём достаточно плотно и убедительно так, как и следует задавать начало движения дальнейшего системного развития и участия.
Особо запомнилась сцена, когда специально приехавшая на фестиваль помимо делегации павильона, симпатичный симферопольский архитектор Юлия Самохвалова просто «вгрызалась» в представителей всё того же Гипрогора!:)
Это было сильно и показательно, и для меня наглядно характеризовало фабулу так необходимого оперативного взаимодействия сегодняшнего дня.
Основная проблема сейчас — отсутствие интенсивной коммуникации и достаточной воли. Гипрогор и другие организации в авральном режиме гонят документацию, а крымские проектанты, обладая важными данными и опытом, не могут достучаться, чтобы их мнение заметили и учли. Вот тут и важен эффект «Башни Белозерского», подающего знаки присутствия! Крайне востребованы «постоянные линии связи» между всеми по-настоящему заинтересованными участниками проектного поля, а для этого так обязательны и те самые единство и воля крымского архитектурного сообщества. Пример Юлии Самохваловой вселяет надежду.
Крым выступил на фестивале Зодчество'14, не размениваясь по мелочам, как единая традиция, как сообщество, готовое к работе, как уникальная рабочая творческая школа!
Всем, кто принимал участие в подготовке экспозиции, участвовал в конкурсах и семинарах, прислал проектные материалы — огромная признательность!
Сделано большое и важное историческое дело! Мы вместе!
Союз Архитекторов Крыма, СМАК и арт-группа «Курортоград» при поддержке группы компаний «Астарта» воплотили это в реальность.
В составе делегации на фестивале участие в работе площадки спецпроекта «Архитектурный КРЫМ» принимали участие: Ольга Сергеева, докладчик, архитектор-реставратор и оргсекретарь Союза Архитекторов Крыма; Кирилл Бабеев, докладчик, руководитель симферопольского отделения Союза Архитекторов и куратор С.М.А.К.; Татьяна Гавриленко, архитектор, фотограф, победитель конкурса #Фотозахват, посвящённого 125-летию Бориса Белозерского; Иван Кудрявцев, художник, дизайнер, преподаватель евпаторийской ДХШ им. Волкова.
Кураторы спецпроекта, авторы проекта «Курортоград»: архитектор Алексей Комов и искусствовед Николай Васильев.
Руководитель ГК «Астарта» Галина Бандуркина.
Добавить статью в закладки: |