Алексей Комов избран в правление Русского Художественного Союза

Опубликовано: 07 Июня 2017 в 11:29 прочитали: 769 раз(а)

18 мая 2017 года в Москве состоялась пресс-конференция, на которой было объявлено о создании Русского Художественного Союза (РХС). По обнародованной информации, Союз собирается заниматься «формированием национальной идентичности средствами искусства», «созданием и развитием современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил».

В правление Русского Художественного Союза вошел архитектор, градостроитель, исследователь, руководитель собственной мастерской, член Союза Дизайнеров и правления Союза Архитекторов России, советник главы Евпатории по архитектурной политике, член экспертно-консультативного Совета при главе РК Алексей Комов. Он поделился с КАП Доктриной секции «Архитектура РХС», над которой работал.

«Архитектура – это не просто форма устроения пространства или городских интерьеров. Это способ зафиксировать и передать те смыслы, которыми живет человек в рамках поколения, эпохи, а порой и цивилизации. Константинопольская София, египетские пирамиды, площадь Сан-Марко, заливной луг с храмом Покрова-на-Нерли, Московский Кремль или античные святилища – все это квинтэссенция смыслов, точка отсчета в системе координат и вертикаль, связывающая человека с Творцом. То, в каком архитектурном пространстве мы выросли, напрямую влияет на наше мироощущение, жизнетворчество, чувство своей роли в истории. Расцвет большинства архитектурных эпох был связан с именами заказчиков, которые вкладывали серьезные средства, чтобы в камне прославить Бога, государство и свои деяния. Высокие цели определили то, что называется высоким стилем, архитектурной традицией. Россия прошла уникальный путь усвоения традиций различных стран и эпох. Заимствованные, они обретали в русском пространстве уникальное звучание: владимиро-суздальский византинизм, романский стиль московского Кремля, петербургский классицизм, нижегородский модерн… Даже во время революционных потрясений шел процесс мироосмысления через архитектуру. Важную роль в этом играл заказчик. Сталинский ампир, воспевающий величие советского государства, возник не случайно: он был подготовлен опытом авангардистов: Мельников, Щусев, Чернихов – целая плеяда блестящих архитекторов работала по государственному заказу. История высокого стиля почти не прерывалась вплоть до хрущевской «оттепели» – момента пресловутой «борьбы с архитектурными излишествами». С этих пор архитектура больше не формирует систему координат, она теряет героическую энергетику, связь с традицией и становится одной из утилитарных, техногенных «отраслей». Современный российский архитектор – наследник этого разрыва: сегодня утрачивается представления о глубине истории и символизме российской архитектуры, теряется навык распознавания красоты, умение отличать подлинное от мнимого. Погоня за «прогрессом» загнала русскую архитектуру в творческий тупик. Мы пытаемся быть новаторами, но опаздываем, по меньшей мере, на три десятка лет, «перемалывая» то, что уже кем-то создано. Благодаря так называемым тендерам, в архитектурных конкурсах побеждает не красота, а дешевизна и целесообразность. В рациональности как таковой ничего дурного нет. Модерн по сравнению с неоготикой или конструктивизм по сравнению с модерном – это тоже «экономичные решения». Но они не были в ущерб красоте. Сегодня нам необходимо заново учиться выдерживать баланс между прагматикой и эстетикой, экономичностью и качеством, комфортом и богатством смыслов. Нам, художникам и архитекторам, как и нашим заказчикам, необходимо просвещение и, если угодно, воспитание вкуса.

«Русская архитектура – это не просто кубышки с окнами и дверями. Это среда, которая нас окружает, русский ландшафт, русская культура. Вообще – архитектура Русской Культуры. Конструкция, канон, правило, регламент. Причем, эти каноны – не ограничения. Это те маркеры, фарватеры, коридоры возможностей, которые заставляют эту энергию объединиться и направить ее для подъема, который так нужен. Надо четко понимать: после нас уже никого нет. Если мы сейчас не сделаем этот рывок, то, в принципе, можно констатировать вымирание. Краеугольная наша задача – борьба за молодежь. Русская архитектурная школа уникальна. Она включает в себя многообразие архитектурных идентичностей разных исторических периодов и регионов. В сохранении интеллектуального каркаса страны гарантия преемственности традиции и создание пространства для новаторства и авангарда, для реализации творческого потенциала нашей талантливой молодежи, права на будущее нашей культуры». Архитектурная история Крыма – дело человеческих рук, здесь не только работали лучшие столичные зодчие, но и сложилась собственная архитектурная школа в согласии с уникальной природой. Вместе с художником Андреем Ягубским и искусствоведом Николаем Васильевым Алексей Комов создал «Курортоград». Вначале как исследовательский и просветительский арт-проект, а затем как практическую лабораторию. Именно Крым "авангарда и традиции" открыл нам Комов, начав с любимой Евпатории, где успел поработать главным архитектором. Не дожидаясь реализации федеральных программ в Евпатории решились на «тактическую урбанистику», наглядное и жизненно необходимое – обустройство легковозводимыми конструкциями курортной инфраструктуры улиц, набережных, пляжей. Лаборатория быстро дала ростки. Так появился и «Территориум» - курс урбанистических практик в разных городах России с богатой архитектурной традицией – русской и советской. Выездные лекции, воркшопы, фестивали в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, на Алтае и подмосковном Суханово, в Севастополе и Омске вот уже несколько лет будоражат архитектурную молодежь, доказывая, что именно в России есть смысл строить и жить».

Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы вы могли оставлять комментарии.





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru