Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Колоннада

(франц. colonnade)
   ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, объединяющих его обособленные объёмы (например, в виллах Палладио), зрительно связывающих его с пространством двора или площади (колоннада Казанского собора в Ленинграде, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (например, "Колоннада Аполлона" в Павловске, 1780-83, архитектор Ч. Камерон). Внутри зданий коллонады обычно обрамляют крупные залы, служат для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера (например, колоннада бывшего Екатерининского зала Таврического дворца в Ленинграде, 1783-89, архитектор И. Е. Старов).
   * * *
   ряд колонн.
   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
   * * *
   Ритмический ряд колонн, несущих общее горизонтальное перекрытие.
   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
   * * *
(франц. colonnade) ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием. Колоннада может составлять часть объема здания, образуя крытое пространство перед входом - портик (Исаакиевский собор) или вдоль наружных стен - периптер (Биржа), колоннада может также примыкать к корпусу в виде галереи из двух или нескольких рядов колонн, обрамляя площадь перед зданием (Казанский собор) или соединяя отдельные части монументального здания (Александровский дворец в Царском Селе). Изредка колоннада является отдельным сооружением (полуротонда - Колоннада Аполлона в Павловске, Львиный фонтан в Петергофе), в сочетании с глухой стеной колоннада образует парадный въезд - пропилеи (Смольный институт), монументальный гранитный фонтан у Пулкова решен в виде открытого портика на четырех колоннах. В интерьерах дворцовых и других сооружений колоннады, состоящие из одного или двух рядов колонн, могут обрамлять или членить парадный зал (зал б. Дворянского собрания - ныне Большой зал Филармонии, Екатерининский зал Таврического дворца). Любопытно отметить вариации в чередовании опор в главном нефе романских базилик различают ямбический строй пилонов и колонн и дактилический.
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru