Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Пропилеи

(от греч. propylaion - преддверие, вход)
   пропилон, парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения. Пропилеи характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры), сооружались при главном входе на акрополь или на священный участок (теменос). Выдающимся памятником древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437-432 до н. э., архитектор Мнесикл). Позже пропилеи почти не строились. В 19 в. к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма (например, пропилеи в Мюнхене, 1846-60, архитектор Л. Кленце). Во 2-й половине 19 и в 20 вв. пропилеи строятся преимущественно как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов (например, пропилеи при подъезде к зданию Смольного в Ленинграде, 1923-25, архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх) или сооружений, имеющих мемориальное значение (пропилеи мемориального комплекса на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, 1960, архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон и др.).
   * * *
   комплекс сооружений, оформляющих вход на территорию храма.
   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
   * * *
   Обрамление парадного входа параллельными колоннадами.
   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Свежие новости на КАП:

Отмостка, но не из бетона

 


Мегаполис НЕОМ

Мегаполис НЕОМ. Саудовская Аравия построит город будущего к 2030 году Архитектурные амбиции из научной фантастики, которых мир еще не видел.


Миф о прозрачности в архитектуре .

Как хорошо известно, модерн одержим мифом о прозрачности: прозрачности себя для природы, себя для другого, всех себя для общества, и все это репрезентируется, если не конструируется, от Иеремии Бентама до Ле Корбюзье, через всеобщую прозрачность строительных материалов, пространственную проницаемость и свободный поток воздуха, света и физического движения. Как отмечал Зигфрид Гидион в работе «Архитектура во Франции» года: "Дома Ле Корбюзье определяют себя не через пространство и не через форму: они пропускают через себя воздух! Воздух становится конституирующим фактором! Для этого следует полагаться не на пространство или формы, а только лишь на взаимосвязь и взаимопроникновение! Есть только единое, неделимое пространство. Границы между интерьером и экстерьером рушатся."