МАРХИ: пятое измерение
Вот казалось бы, нет в центре Москвы участков – но при необходимости удивления достойно, каким образом опытный архитектор способен встроить новый объем в не то чтобы высокоплотную в смысле квадратных метров, но затесненную, это точно, квартальную застройку XIX – начала XX века. В душу закрадываются подозрения о секретном учебном курсе по основам «пятого измерения» для наиболее способных учеников МАРХИ. Тем более что речь именно о московском Архитектурном институте. Москомархитектура показала проект его нового корпуса.
Архитекторы ( И. Греков и С. Кузнецов) решили сделать здание, которое продолжает авангардные традиции ВХУТЕМАСа – ведь именно там корни МАРХИ. Мощные консоли, “парящие” элементы, ощущение механизма, а не привычного облика зданий. Это конструкция, в которой есть и динамика, и точность, и немножко русского идеала – в том смысле, что в ней чувствуется масштаб и внутренняя поэзия. Это здание – о нашем времени. О том, что традиции можно продолжать не копируя, а переосмысляя. О том, что архитектура – это всегда открытие. Учебный корпус будет располагаться в глубине двора. Его почти не будет видно с улицы, только из-за угла, с Кузнецкого Моста. Основное открытие происходит внутри: идешь по привычным дворовым маршрутам, сворачиваешь раз, другой – и вдруг перед тобой возникает эта неожиданная архитектурная “машина”. В этом тоже заложена драматургия: здание не кричит о себе, а ждет, чтобы его нашли.
Впрочем, Сергей Кузнецов и Иван Греков не первые архитекторы, задумавшиеся об увеличении площадей МАРХИ. Сейчас к югу от главного здания, дворца усадьбы Воронцова, стоит недостроенный, также предназначавшийся для института, корпус 2008 года, выполненный в преимущественно принятой в то время при строительстве в историческом центре логике имитации классической архитектуры: протяженный домик с треугольным фронтоном по центру – воспроизводящий здание «каретного сарая конца XVIII века, находившегося на этом месте до начала 2000-х годов». Очевидно, каретный сарай снесли, а затем, надо думать по требованию охраны наследия, начали воспроизводить из новых материалов в прежних формах.
Добавить статью в закладки: |