Архитектурный текст имения Меллас

Опубликовано: 04 Июня 2022 в 18:18 прочитали: 1005 раз(а)

КАП: Екатерина Кокорина на нашем портале начала культурологический разговор (см. раздел Новости) о том, как может выглядеть организация общежития в новых кварталах.( на примере комплекса «Академия» в Симферополе. Автор – группа компании «Монолит») Крымский архитектурный портал предлагает продолжение наших культурологических бесед. И сегодня мы поговорим на тему архитектуры как текста, на примере имения Меллас.

Екатерина Георгиевна Кокорина, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»исследует феномен крымской архитектуры как текста.

КАП: Интересно говорить с культурологами. Они архитектуру называют «текстом»…)))

Е.Г.: Да, просто в научный оборот культурологии введено понятие синтетичности, и далее – предпринимались попытки по выявлению синтетичности в различных процессах, артефактах, характеристиках феноменов культуры. Было установлено, что синтетичность наиболее ярко определяется, в первую очередь, в текстах художественных, но архитектура без нее невозможна…

КАП: : Понятно, что архитектура – это попытка рассказать о мире только другими средствами...

Е.Г. Потому что при ее создании и анализе тоже используется художественный метод. Благодаря приобретаемым посредством синтеза качествам, зодчество обогащает язык своей выразительности

КАП: Язык архитектурного текста конца XVIII–XIX – это все же эклектика. Достаточно вспомнить Воронцовский дворец...

Е.Г.В крымском зодчестве, начиная с последней четверти XVIII века синтетичность постепенно проявляется не только в эклектичности новых построек. Синтетичность становится таким свойством архитектурного произведения, которое включает в себя синтез искусств,  системное объединение различных стилей, этнических и национальных особенностей, традиций и современных технологий, и даже культурного и природного начал.

Историческая справка об имении Меллас . Дворец «Меллас» одно из красивейших сооружений южнобережья начала XIX в., появился благодаря графу Льву Алексеевичу Перовскому, который был видным деятелем времени правления Николая I, участником Отечественной войны 1812 г., министром внутренних дел в 1841–1852 годах и министром уделов в 1852–1855 годах. В 1855 г. он встал во главе Стрелкового полка императорской фамилии и в 1856 г. был возведен в звание генерал-адъютанта. Перовский имел множество наград, как российских, так и иностранных. После смерти в 1833 году его жены Екатерины Васильевны Уваровой (урожденной княжны Горчаковой), Перовский задумал построить себе дом в Крыму, и его выбор пал на территорию в имении Мшатка. В середине 1820-х годов в Мшатке было основано имение «Варино», названное по имени хозяйки – Варвары Аркадьевны Башмаковой (в девичестве Суворовой-Рымникской). Перовский купил в 1834 году у Башмаковой 59 десятин земли в западной части ее владений. Будучи любителем древностей и археологических изысканий, Перовский назвал свой будущий дом греческим словом «меллас», что переводится как «темный», «седой», «серебристый». Вероятно, в выборе имени сыграли свою роль и природные особенности местности. Имение находится у подножия гор: вулканический массив Ай-Юри (Дракон), протянувшийся от обрывов Ай-Петринской яйлы к морю, своим темным цветом контрастирует с окружающими скалами светлой известняковой породы.

Е.Г.: Интересна история названий в этом уголке Крыма. Здесь находились имения Мухалатка, Меллас и Мшатка. Топоним Мшатка исчез после революции, а после Великой Отечественной войны упразднили Мухалатку, которую частично отнесли к территории поселка Олива. Топониму «Меллас» повезло благодаря дворцу Перовского. Хотя официально сейчас этот населенный пункт называется поселок городского типа Санаторное, но имя «Меллас» обозначено и на остановках транспорта и дорожных указателях

КАП: : Итак, обратимся к рассмотрению архитектурного текста дворца «Меллас»…

Е.Г.:Он был возведен в 1834 г. по проекту знаменитого Филиппа Федоровича Эльсона – первого архитектора Южного берега Крыма. Под его надзором были построенные такие здания, как Голицынский дворец в Гаспре, кухня дома Воронцовых в Симферополе, Чайный домик и Старый дом в имении Воронцовых в Алупке и другие. Постройку «Мелласа» осуществил английский архитектор Вильям Гунт, известный своей работой в Воронцовском дворце.

КАП Принято считать, что «Крымская усадьба второй половины XVIII – первой половины XIX вв. выражала мир души владельцев.

Е.Г.:И Меллас – это душа Перовского. Здание дворца «Меллас» сохранилось практически в первозданном виде. Архитектура дворца, на первый взгляд, эклектична: в плане это средневековое палаццо, но присутствуют элементы, традиционные для ренессансной виллы. По углам здания построены четыре трехэтажные башни, которые завершены серебристыми куполами. В отделке наружных стен и – особенно – в интерьере прослеживаются явные следы восточных стилей. Фасады были украшены майоликовой плиткой, лепными гирляндами цветов и фигурками птиц, элементами с арабской вязью. В декоре был использован местный камень. Особое внимание было уделено оформлению килевидных окон, арок и ниш, которые созданы в мавританском стиле. Балконы ограждены ажурными балюстрадами. Однако в дальнейшем – в ходе реставрационных работ – некоторые декоративные элементы были утрачены. Сейчас в интерьерах преобладают восточные мотивы. Сохранились камины, выложенные изразцами.

КАП Важным представляется и то, что данный архитектурный текст включен в пространство уникального парка, разбитого рядом с дворцом «Меллас» в 1830–1840-х годах.

Е.Г.: В то время это уже стало традицией: какое же поместье на Южнобережье без парка! Текст парка также представляется синтетичным: в нем сочетаются ландшафтный и регулярный стили, есть водоемы с фонтанами, лестницы, скальные нагромождения, переходы, поляны, аллеи, цветники и бухты. Здесь произрастает около 60 пород ценных растений. Со стороны моря построена набережная, протяженность которой составляет около полутора километров.

Историческая справка После смерти Перовского в 1856 г. имение по наследству перешло к его племяннику, известному русскому писателю, графу Алексею Константиновичу Толстому, который преумножил славу дворца. Именно там Толстой написал цикл из четырнадцати стихотворений «Крымские очерки», в которых воспел красоту южнобережного края

Е.Г.: Но после смерти Толстого дворец «Меллас» несколько раз сменял владельцев: сначала в 1875 г. он перешел к княгине Дарье Андреевне Голицыной, затем к ее сыну Мстиславу Валерьяновичу Голицыну, графу Остерману-Толстому. В 1885 г. имение приобретает сенатор Федор Михайлович Маркус. В конце XIX в. «Меллас» купил владелец имения в Форосе купец Александр Григорьевич Кузнецов, позже дворец перешел к его сестре – Елизавете Григорьевне Кузнецовой, которая стала его последней владелицей. При ней был построен еще одно здание в восточном стиле, которое сейчас носит название дома Кузнецовой. После революции все постройки и имущество «Мелласа» были экспроприированы. Советская власть получила дворец в идеальном состоянии, но при описи и учете многое пропало или получило повреждения.

Историческая справка.  В жизни дворца был небольшой перерыв на время военных действий в Крыму, но уже в 1923 году здесь открывают санаторий с таким же названием, который работает и поныне. Санаторий, как и территория всего имения, принадлежат Правительству Москвы.

КАП: Так все же, какое направление преобладало в архитектурном тексте «Меллас»?

Е.Г.:Постройки были сформированы на основе романтических воззрений, эскапистских проявлений, природных условий Крыма и его исторического наследия. Подобная синтетичность характерна для архитектурных текстов в XIX в. Она позволила архитекторам и инициаторам строительства наиболее полно отобразить общность идейных представлений и знаков, которая составляет образ Крыма последней четверти XVIII – начала XX вв.

КАП: Спасибо Вам за интервью

Иллюстрации, представленные в статье, любезно предоставлены крымским фотографом и краеведом Леонидом Петровичем Юрчишко

Автор новости: Редактор КАП


Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Поздравляем с Днем рождения архитекторов!

  • Вчера отмечал(a) Алексеева Наталья Александровна
  • Сегодня отмечает Старикова Наталья Петровна
  • 27.04.2024 отмечает Костецкий Владимир Валерьевич

Работы из галереи проектов КАП

Магазин готовых проектов