01.09.2011 06:21:58
Строек без нарушений не бывает (глава ГАСК Александр Рыбак)

Сегодня возникает много вопросов связанных со скандальными стройками. Многие думают, что возможности Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины неограниченны. О том, какие именно функции выполняет реорганизованный ГАСК, какие возможности предоставлены Инспекции для влияния на «скандальные» стройки, а также о первоочередных планах на новом посту Building Business рассказал глава Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины Александр Рыбак.


Building.ua: Какие меры Вы предпримете в первую очередь на должности главы Госархинспекции Украины?

А.Рыбак: Как Вы знаете, в стране происходит строительная революция или, скорее, эволюционное развитие строительной отрасли. В связи с реализацией новой строительной и градостроительной политики в Украине, принятием огромного количества законодательных и нормативно-правовых актов в строительной сфере, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины приобрела не только новые функции, но и новые полномочия. Сейчас происходит процесс организации работы. И моя основная задача – скоординировать работу центрального и территориальных органов Инспекции таким образом, что бы они смогли выполнять в полной мере те функции, которые возложены на нашу структуру.

Building.ua: Какие новые функции уполномочена выполнять Инспекция в соответствии с Указом Президента от 8 апреля 2011 г. № 439/2011?

А.Рыбак: Функции, которые всегда выполнял ГАСК. А это – государственный контроль в сфере строительства, лицензионная деятельность, ввод в эксплуатацию объектов строительства и т.д. К ним добавились функции инспекции жилищно-коммунального хозяйства. Мы говорим о новом статусе архитектурно-строительного контроля. Раньше – это контроль за соблюдением государственных норм и правил, плюс соответствие согласованной проектной документации и выдача документов разрешительного характера в сфере строительства. Сейчас же на нас возложили контроль над поставщиками и производителями услуг ЖКХ, количеством и качеством этих услуг (если они не касаются монополистов); контролируем органы местной власти в сфере похоронного дела; отслеживаем соблюдение госстандартов, норм и правил в сфере поведения с бытовыми отходами; соблюдение правил и норм технической эксплуатации жилых домов, пользования придомовыми территориями и т.д.

Фактически, Инспекция теперь занимается исключительно инспекционной работой, выявляя нарушения, и инициирует от лица государства устранение нарушений в сфере строительства и ЖКХ

Building.ua: Как Вы можете повлиять на строительство «скандальных объектов»? Какие инструменты есть в руках Инспекции?

А.Рыбак: Возникает много вопросов связанных со скандальными стройками и механизм борьбы с ними – действующее законодательство. Инспектор вышел на площадку, есть порядок проверки, есть закон. При наличии нарушения инспектор может выписать предписание о приостановке строительства. Все зависит от серьезности нарушений. Данные предписания обязательны к исполнению.

Но Вы говорите о «скандальных объектах» потому, что они всегда на слуху. Общественность отслеживает ситуацию, заставляет местные власти реагировать. Достаточно много объектов, которые построены самовольно – вот на них мы можем влиять. Сейчас только в Киеве находится на рассмотрении в судах около 30 дел по самовольному строительству. Это рестораны, частные дома, незаконные реконструкции. Однако, судебная система в нашей стране, к сожалению, не работает быстро. Думаю, что скоро мы услышим о первых сносах незаконно построенных объектов, по инициативе Инспекции. А на объекты, которые вызывают общественный резонанс, как правило, есть все документы, выделены земельные участки и есть согласованная проектная документация. На остановку таких строек влиять достаточно сложно, потому что… – они законны. И пока местные власти не перестанут выделять землю как попало, скандалы не утихнут. Благо новым Законом «О регулировании градостроительной деятельности» закреплено главенство Генерального плана населенного пункта, и вносить изменения в него можно только постановлением Кабинета Министров не чаще чем раз в 4 года. Надеюсь, что это поможет избежать социальных взрывов в будущем. Что же касается функций Инспекции, то мы имеем полномочия остановить незаконное строительство, наложить штрафные санкции и вместе с правоохранительными органами привлечь к ответственности за нарушение градостроительного законодательства.

Building.ua: Назовите наиболее недобросовестные, «скандальные» объекты (в регионах, в Киеве)? Как ГАСК может повлиять на остановку строительства подобных объектов?

А.Рыбак: ГАСК не дает оценку добросовестности, а только проверяет соответствие объекта строительным нормам и утвержденной проектной документации. К примеру, есть такой объект в Киеве на пересечении улиц Богдана Хмельницкого,7/20 (бывший строящийся ТЦ на ст.м «Театральная» - Building). С точки зрения технологии строительства и документации там все в порядке. Киевсовет продал землю, Главархитектура согласовала проектную документацию. Формально все соблюдено. И почему началась эта стройка – вопрос риторический – документы в порядке. Но вопрос-то не к нам - к властям, к Киевсовету, который принимал решение о выделение участка, к градсоветам, которые рассматривали проекты и коллегиально принимали решения. ГАСК аннулировал разрешение на строительство, только когда появилось на это законное основание – Киевсовет аннулировал договор купли-продажи земельного участка. Сегодня использовать инспекцию, как механизм остановки строительства - неправильно. Мы, выходя на площадку, руководствуемся законами Украины, строительными нормами, правилами, проектными решениями.

Повторюсь, Законом предусмотрен механизм сноса и мы являемся заказчиком сноса. Мы от лица государства готовим документы в суд на снос объектов строительства. Другой вопрос, как снос осуществляется практически. Это действительно сложный механизм. ГАСК сносить не может. Заказчик это должен сделать сам, по решению суда. И только когда решение суда не выполняется, Инспекция за свои деньги объявляет тендер, определяет компанию, которая будет сносить объект. А после этого, взыскать деньги за снос с заказчика. Наверное, поэтому в Украине еще не было прецедента сноса объекта ГАСКом. Хотя, случаи сноса после исков Прокуратуры уже есть: к примеру, ресторан «Риони» на Набережной в Киеве.

Да и наша судебная система настолько забюрократизирована, что рассмотрение подобных дел длится годами.

В регионах, в отличие от Киева, ситуация намного проще. Наверное, потому, что люди там более законопослушны и не так подкованы юридически. Там, когда инспектор приходит на площадку и выписывает предписание с требованием ликвидировать нарушения, заказчик их ликвидирует, платит штраф и делает все, что бы не доводить дело до суда. Крупные застройщики там боятся ответственности, предусмотренной Законом «Об ответственности предприятий, их объединений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства», а это 50% стоимости выполненных без разрешения работ или 10% стоимости строительных работ за эксплуатацию строения без ввода в эксплуатацию. Что же касается физических лиц - частные дома, магазинчики, маленькие кафе и т.д., то это и есть основная масса работы Инспекции в регионах. И нужно сказать, что страсти там кипят нешуточные. Единственное, что и они тоже по старой памяти боятся судов…

Многие думают, что возможности инспекции неограниченны. Cчитают, что если не нравится то, что строится, то Инспекция должна эту стройку остановить. Наши граждане должны понимать, что земельный участок выделяется местной властью застройщику под конкретный объект. У застройщика уже есть инвестиционная программа, будущая прибыль рассчитана, деньги взяты в кредит и т.д. И если местная власть в процессе реализации инвестиционного проекта меняет свое решение под давлением общественности, то должен существовать механизм компенсации затрат инвестору. И логично предположить, что компенсация происходит из местного бюджета, то есть из кармана граждан. Так стоит ли принимать решение, которое потом будет отменено? Когда все мы это поймем, то процесс разработки генеральных планов городов, схем зонирования и детальных планов, предусмотренных Законом «О регулировании градостроительной деятельности» пойдет намного быстрее.

В целом же Закон «О регулировании градостроительной деятельности» - рамочный, и будет действовать до вступления в силу Градостроительного кодекса. Все прекрасно понимают насколько Кодекс нужен Украине. Планируется, что в нем будет сосредоточена вся нормативная база и ее взаимодействие в градостроительной сфере. На мой взгляд, в Кодексе необходимо увязать несколько основополагающих моментов: 1. Главенство Генерального плана и обязательную разработку детальных схем и схем зонирования, то, что предусмотрено сегодняшним Законом. 2. Персональную ответственность всех участников процесса создания объекта архитектуры и строительства (и как следствие персональную сертификацию специалистов). 3. Обязательное страхование профессиональных рисков и последующей эксплуатации объекта (это то, что сейчас не учтено ни в одном из нормативных актов). 4. Реальные рычаги для привлечения к ответственности вплоть до уголовной за нарушение градостроительного законодательства. 5) Понятные условия для реализации инвестиционных программ. Надеюсь, что Градостроительный кодекс оправдает наши ожидания и с его принятием установятся понятные и прозрачные правила игры.

Building.ua: Оцените строительство аквапарка в ТРЦ Dream Town: были ли зафиксированы нарушения? Обеспечивает ли заявленный проект безопасность строительства над метрополитеном?

А.Рыбак: Смею Вас уверить, что технологии, которые применялись при строительстве этого объекта, позволяют нам говорить о безопасности и метрополитена, и близлежащих домов. Чтобы было понятно, объясню: тоннель метро был взят в железобетонную «обертку», основная нагрузка распределена на сваях. Сама конструкция здания не привязана к метро, это отдельная конструкция, которая накрыла метрополитен. Что касается безопасности метрополитена, то генпроектировщиком здания была компания «Укрметропроект». Это серьезная компания, они проектировали несущую конструкцию и они занимаются проектированием всего, что связано с метро. Так что волноваться не о чем.

Что же касается протечек аквапарка после его открытия – это проблемы подрядной организации, которая занималась гидроизоляцией. Это связано с некачественным выполнением работ. Кстати, испытания, которые проводились перед вводом в эксплуатацию, таких вопросов не выявили. И сегодня уже задача собственника аквапарка и организации, которая эти работы выполняла, исправить все просчеты и недоделки. Заказчик сам заинтересован сделать это как можно быстрее, проект-то коммерческий.

Что касается реализации подобных проектов, то во времена всеобщего уплотнения застройки, когда «лишней» земли просто нет, мы будем наблюдать подобное все чаще. И это нормально. В мире подобные технологии успешно реализовываются многие годы и ничего страшного не происходит. Строятся подземные паркинги под памятниками архитектуры, тоннели под водой, паркинги под водой и все это не вызывает ничего, кроме восхищения. У нас еще один подобный проект был на станции метро «Лесная». Я видел – выглядит неплохо.

Автор: Александра Тимашова

Источник: Портал о недвижимости и строительстве в Украине






Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru