Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Троице-Сергиева лавра

   крупнейший русский монастырь в 71 км к северу от Москвы, в Загорске. Основан в XIV веке монахом Сергием Радонежским, с 1744 - лавра. В XVI веке были сооружены каменная стена с башня (1540-1550, укреплены в XVII веке; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м), монастырь превратился в мощную крепость. В XV-XVIII вв. территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в т. ч.: соборы Троицкий (белокаменный; 1422-1423; иконостас - Рублёв Андрей и Даниил Чёрный) и монументальный Успенский (1559-1585; фрески - 1684); церкви Духовную (1476; под барабаном главы - звонница на столбах; псковские зодчие), Пятницкую и Введенскую (обе - 1547), 5-главную надвратную Иоанна Предтечи (1699), Михеевскую (1734), Смоленскую (1745-1748; барокко); больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-1638), царские чертоги (конец XVII века); богато декорированную белокаменной резьбой трапезную с церковью Сергия (1686; "нарышкинский стиль") на высоком подклете и с открытым гульбищем; корпуса монастырских келий (XVII-XIX вв.), митрополичьи покои (главный фасад - 1778). Завершает ансамбль 5-ярусная колокольня (1740-1770, архитектор И. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский, барокко; высота 88 м). После 1917 года в Троице-Сергиевой лавре создан историко-художественный музей (1920); с 1940 - заповедник. Собрание музея включает крупные коллекции древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства XIV-XVII вв., русского народного искусства XVII- начала XX вв., а также декоративно-прикладного искусства советского периода. Систематически проводятся реставрационные работы.




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Свежие новости на КАП:

Отмостка, но не из бетона

 


Мегаполис НЕОМ

Мегаполис НЕОМ. Саудовская Аравия построит город будущего к 2030 году Архитектурные амбиции из научной фантастики, которых мир еще не видел.


Миф о прозрачности в архитектуре .

Как хорошо известно, модерн одержим мифом о прозрачности: прозрачности себя для природы, себя для другого, всех себя для общества, и все это репрезентируется, если не конструируется, от Иеремии Бентама до Ле Корбюзье, через всеобщую прозрачность строительных материалов, пространственную проницаемость и свободный поток воздуха, света и физического движения. Как отмечал Зигфрид Гидион в работе «Архитектура во Франции» года: "Дома Ле Корбюзье определяют себя не через пространство и не через форму: они пропускают через себя воздух! Воздух становится конституирующим фактором! Для этого следует полагаться не на пространство или формы, а только лишь на взаимосвязь и взаимопроникновение! Есть только единое, неделимое пространство. Границы между интерьером и экстерьером рушатся."