Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Барокко елизаветинское

   Термин русское барокко применим к русскому искусству первой пол. XVIII в. Будучи искусством отражающим идеи укрепления абсолютистской монархии оно несет в себе существенные черты барокко. Но термин барокко, выработанный наукой для истории западноевропейского искусства недостаточен для характеристики русского искусства этого периода, где в формах барочного искусства нашло яркое выражение русское национальное содержание. Петровские реформы, борьба за национальную самостоятельность и новое государственное устройство определили национальное своеобразие русского барокко в нем воплощались идеи славы государства Российского. Именно к раннему его периоду относят определение петровское барокко. В развитии архитектуры петровского времени огромную роль сыграло создание новой столицы - Петербурга, работа над планировкой и застройкой его, прежде всего, зданиями государственного назначения. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Адмиралтейство (И.К. Коробов) и другие - явились результатом решения в искусстве русских национальных задач. По мере осуществления петровских реформ, отражая победы русского государства, архитектура приобретает черты пышности и торжественности. Они проявляются в общественных зданиях (Кунсткамера, арх. Г. Матарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский), в церковном (проект Александро-Невской лавры, 1720, арх. Т. Швертфегер) и дворцовом зодчестве (Петергоф - дворец, фонтаны, парк, нач. с 1717, арх. Ж. Леблон). Эти черты в дальнейшем получили развитие при императрице Елизавете Петровне в созданных как памятники славы и величия России дворцовых и церковных постройках архитекторов середины XVIII в. (И.Ф. Мичурин, С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский). С особенным блеском они проявились в творчестве крупнейшего мастера русского барокко - Б.Ф. Растрелли (Екатерининский дворец Царского Села, Зимний дворец, собор Смольного монастыря).
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Свежие новости на КАП:

Отмостка, но не из бетона

 


Мегаполис НЕОМ

Мегаполис НЕОМ. Саудовская Аравия построит город будущего к 2030 году Архитектурные амбиции из научной фантастики, которых мир еще не видел.


Миф о прозрачности в архитектуре .

Как хорошо известно, модерн одержим мифом о прозрачности: прозрачности себя для природы, себя для другого, всех себя для общества, и все это репрезентируется, если не конструируется, от Иеремии Бентама до Ле Корбюзье, через всеобщую прозрачность строительных материалов, пространственную проницаемость и свободный поток воздуха, света и физического движения. Как отмечал Зигфрид Гидион в работе «Архитектура во Франции» года: "Дома Ле Корбюзье определяют себя не через пространство и не через форму: они пропускают через себя воздух! Воздух становится конституирующим фактором! Для этого следует полагаться не на пространство или формы, а только лишь на взаимосвязь и взаимопроникновение! Есть только единое, неделимое пространство. Границы между интерьером и экстерьером рушатся."