Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Каннелюры

(франц. cannelure - выемка, желобок)
   в архитектуре, желобки - вертикальные на стволе колонны или пилястры и горизонтальные на базе колонны ионического ордера.
   * * *
   вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. Фуст дорической колонны разработан по длине двадцатью желобками, в поперечном разрезе они представляют собой части окружности. Смыкаясь желобки образуют вертикальные грани-ребра каннелюр. Колонна ИОНИЧЕСКОГО ордера обработана каннелюрами, не схожими с каннелюрами дорической колонны, они отделяются друг от друга полосками поверхности фуста, так называемыми ДОРОЖКАМИ. Сами каннелюры более глубокие и в сечении представляют собой полуокружность. Ионическая колонна насчитывает 24 каннелюры. При ярком освещении каннелюры создают дополнительные светотеневые эффекты. Русское название каннелюры ЛОЖОК, мн. ч. ЛОЖКИ. На Невский проспект обращена грандиозная колоннада Казанского собора из 96 поставленных в четыре ряда коринфских каннелированных колонн (арх. А. Н. Воронихин).
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
   * * *
   Параллельные желобки на поверхности ствола колонны или пилястры (вертикальные К.) либо на поверхности тора (горизонтальные К.).
   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Свежие новости на КАП:

Отмостка, но не из бетона

 


Мегаполис НЕОМ

Мегаполис НЕОМ. Саудовская Аравия построит город будущего к 2030 году Архитектурные амбиции из научной фантастики, которых мир еще не видел.


Миф о прозрачности в архитектуре .

Как хорошо известно, модерн одержим мифом о прозрачности: прозрачности себя для природы, себя для другого, всех себя для общества, и все это репрезентируется, если не конструируется, от Иеремии Бентама до Ле Корбюзье, через всеобщую прозрачность строительных материалов, пространственную проницаемость и свободный поток воздуха, света и физического движения. Как отмечал Зигфрид Гидион в работе «Архитектура во Франции» года: "Дома Ле Корбюзье определяют себя не через пространство и не через форму: они пропускают через себя воздух! Воздух становится конституирующим фактором! Для этого следует полагаться не на пространство или формы, а только лишь на взаимосвязь и взаимопроникновение! Есть только единое, неделимое пространство. Границы между интерьером и экстерьером рушатся."