Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Иконостас

(от греч. eikwn - образ и stasis - место стояния)
   перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV - XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности. Внизу находится ряд местных икон, выше - "деисусный" чин (deisis - греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.), еще выше - "праздничный" (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и "пророческий" чины. В XVI - XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.). Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой. С появлением во второй половине XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII - нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей.
   * * *
   в византийской церкви алтарная преграда с иконными изображениями.
   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
   * * *
   1. Преграда, отделяющая основное пространство православного храма от алтаря (1) и включающая в себя иконы в два и более ярусов.
   2. Киот (2), примыкающий к простенку или столпу в интерьере храма.
   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
   * * *
(греч. eikon - образ, подобие, stasis - подставка) в православной церкви - преграда, стена, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет собой ряд икон, расположенных в строго установленном порядке. В зависимости от высоты храма иконостас устанавливается до четырёх ярусов. Тип развитого иконостаса сложился в течение XIII-XV вв. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, на которых помещаются иконы Благовещения и четырёх Евангелистов. Направо от царских дверей располагаются иконы Спасителя, храмового праздника, налево - икона Божьей Матери. По обе стороны царских дверей за рядами икон следуют боковые двери - северная и южная. На этих дверях изображаются лики ангелов, а именно: на северной - Херувим с пламенным мечом, на южной - Гавриил. Второй ряд иконостаса назначается для икон важнейших христианских праздников (Крещение, Богоявление, Воскресение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество). В третьем ряду помещаются изображения св. Апостолов, между которыми в середине, над царскими дверями, ставится изображение Иисуса Христа. Четвертый ряд назначается для икон св. Пророков, меж которых центральное место занимает икона Божьей Матери с младенцем. На верху иконостаса устанавливается крест. Помимо описанного в церквах делаются отдельные иконостасы в удобных местах: на стенах храмов, около столбов, поддерживающих свод, за клиросами и т.п. Эти отдельные иконостасы называются киотами (греч. kibotos - ковчег: ящик или рама, в которой помещается икона). Деревянный резной иконостас, установленный в Петропавловском соборе (арх. и ск. И.П. Зарудный, 1729) является шедевром русского декоративного искусства. Заслуживает внимания иконостас верхней церкви Никольского Морского собора работы резного дела мастера И.Ф. Канаева: он отличается высоким искусством резьбы и виртуозностью моделировки. К шедеврам русской резьбы относится и пятиярусный иконостас Сампсониевского собора.
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru