Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Захаров, Андрей Дмитриевич

(1761 - 1811)
   выдающийся русский архитектор, ведущий мастер русского классического зодчества. Окончив в 1782 г. Академию художеств с Большой Золотой медалью, был послан в заграничную поездку По возвращении в Петербург, с 1787 г. вел педагогическую работу в архитектурных классах Академии: 1794 г. - академик, 1797 г - профессор, 1803 г. - старший профессор архитектуры. Им были выполнены: проект церкви при Александровской мануфактуре под Петербургом (ныне не существует), ряд проектов для Гатчины (Кирха, каменный мост через Карпиев пруд), мавзолей Супругу-благодетелю в Павловске, проекты типовых зданий для губернских городов. В 1803 - 1804 гг. создал проект объединения трех основных старых зданий Академии наук в одно грандиозное сооружение. Этот замысел, высоко оценивавшийся современниками, остался невыполненным. Одновременно Захаров работал над генеральным планом застройки стрелки Васильевского острова, наметив большую площадь и место для здания Биржи, проектировавшейся Т. де Томоном. В 1805 г. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства. В связи с этим возникли многие замечательные его проекты: здания Черноморского госпиталя при Херсонском порте (1808), ряд проектов для Кронштадта, проект перестройки Провиантских складов на левом берегу Невы, напротив Горного института, проект Морских казарм (на месте нынешнего Дворца труда), Морского госпиталя (на Выборгской стороне) и Галерного порта (на Васильевском острове). Но самым значительным его произведением является здание Главного Адмиралтейства - одного из лучших памятников мировой архитектуры. (Проектирование начато в 1805, строительство - в 1806.) Задача, стоявшая перед Захаровым, заключалась в реконструкции уже существовавшего здания (заложено в 1704 при Петре I, перестроено в 30-е гг XVIII в. арх. И. К. Коробовым). Однако Захаров фактически создал совершенно новое грандиозное сооружение, проникнутое идеей величия России как могущественной морской державы. От старого здания Захаров сохранил, кроме общей конфигурации, наиболее ценный в архитектурном отношении элемент - мотив центральной башнипроезда, над которой возвышается стройный золочёный шпиль. Однако зодчий придал ей новый облик, мастерски подчеркнув центральное положение здания в городе. Огромную роль в архитектурно-художественном облике здания Адмиралтейства играет скульптура, выполненная Ф.Ф. Щедриным, В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым, С. С. Пименовым и др. Захаров умер, не успев окончить постройку Адмиралтейства, здание было закончено по его чертежам только в 1823 г. Значение Захарова в развитии русского зодчества очень велико. Важнейшим его достижением является глубокое понимание градостроительных задач - трактовка здания как органической части монументального архитектурного ансамбля площадей и магистралей города. Не случайно, Адмиралтейство сделалось символом северной столицы - зданием, ярко воплотившим архитектурные особенности Петербурга и выразившим его историческое значение как морского порта страны.
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru