29.10.2012 05:36:25
Леонид Ковальский: «Строительство высотного жилья – это удел преимущественно развивающихся стран»

kovalski_sm

В последние годы в условиях активизации жилищно-гражданского строительства в крупных городах Украины все чаще вырастают высотные жилые и общественные здания. В связи с отсутствием нормативных документов на возведение гражданских зданий выше 25 этажей

все подобные сооружения возводились как экспериментальные. Полученный опыт экспериментального строительства поз­волил в 2008 году разработать специальный нормативный документ по строительству высотных зданий. Об опыте высотного строительства в Украине, о разработке нового нормативного документа с нами делился опытом Леонид Ковальский - один из руководителей программы экспериментального строительства многоэтажных зданий.


- Леонид Николаевич, расскажите об опыте экспериментального строительства многоэтажных зданий в Украине.

- Действующие нормативные документы – ДБН В.2.2-15-2005 – распространяются на проектирование жилых зданий до 73,5 метров (ориентировочно 25 этажей). Но в силу многих социально-экономических и градостроительных факторов в последние годы наметилась тенденция к увеличению высотности зданий. В конце 90-х годов прошлого столетия в Киеве в жилом районе Троещина началось строительство жилого комплекса с шестью 34-этажными зданиями. Предполагалось, что благодаря высотности будет возможность увеличить объемы жилья и ускорить их возведение. Но в процессе строительства оказалось, что сооружение высотных домов – достаточно сложная архитектурно-гра­до­строительная, инженерно-тех­ническая и экономическая про­блема. Возведение высотного ком­плекса на Троещине затяну­лось и до сих пор не определены сро­ки его завершения.

- В чем проблемы многоэтажного строительства?

- В высотных домах требуются сложные конструктивные и противопожарные мероприятия, большее количество лифтов и других инженерных коммуникаций. Чем выше строим, тем большую площадь занимает основание дома: по инженерным нормам для устойчивости здания соотношение его высоты к сечению должно быть не меньше, чем 8:1. В то же время по гигиеническим рекомендациям эффективно эксплуатируемая площадь в квартире считается на расстоянии от наружных окон не более 6 метров. То есть, средняя часть дома фактически может использоваться только для подсобных и технических помещений, которые не всегда нужны в большом количестве.

В многоэтажных сооружениях через каждые 50 метров (16 этажей) требуется технический этаж, изолированный более мощными противопожарными перекрытиями. Все это значительно увеличивает вспомогательные площади и, соответственно, стоимость строительства. А инвесторами в основном являются физические лица, которым приходится оплачивать не только площадь квартиры, но и все дополнительные устройства. Расчеты показывают, что в высотных домах соотношение полезной площади к общей составляет примерно 0,45 – 0,5. А в обычном мало­этажном строительстве этот показатель около 0,25. То есть, почти половина площади дома является вспомогательной и используется неэффективно.

В высотных домах также много нерешенных санитарно-ги­ги­ени­чес­ких вопросов. Поэтому Госстрой Украины (теперь Минрегион­строй) принял в свое время правильное решение – все высотные дома более 25 этажей проектировать как экспериментальные объекты и взял под свой контроль их строительство. За реа­лизацию экспериментального высотного строительства особенно активно принялся ХК "Киевгорстрой". Мне пришлось координировать разработку и реализацию Комплексной программы экспериментального строительства. К работе были привлечены ведущие научно-исследовательские институты – КиевЗНИИЭП, занимающийся проблемами архитектуры и инженерного обеспечения, НИИСК и НИИСП – ответственные за строительные конструкции и фундаменты, НИИ пожарной безопасности, а также Институт гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева. Эти пять институтов обеспечили научное обоснование и сопровождение экспериментального высотного строительства. Все высотные дома могли строиться только при наличии Программы эксперимента и индивидуальных технических требований, где были предусмотрены необходимые научные исследования, проектные разработки и натурные наблюдения в процессе строительства. По первым украинским небоскребам было проведено около 30 исследовательских работ, которые создали необходимую научно-методическую базу высотного строительства. Получен очень ценный опыт. Мне приходилось много заниматься различными проблемами гражданского строительства, в том числе и в советский период, когда велось массовое возведение жилых и общественных зданий и часто осуществлялись научные обоснования, но убежден, что такого комплексного эксперимента в гражданском строительстве в Украине давно не проводилось. Конечно, не все проблемы решены и остается много дискуссионных вопросов в высотном строительстве, но главное – обеспечена его безопасность.

Сегодня еще много нерешенного, особенно в экологии и гигиене жизнедеятельности на большой высоте. Если инженерные вопросы можно оперативно исследовать и эффективно решить по определенным методикам, то эксперимент гигиенистов требует значительного времени – ведь нужно в течение нескольких лет наблюдать за состоянием здоровья, физическим и психологическим состоянием людей, живущих или работающих на большой высоте.

Уже сданы в эксплуатацию несколько высотных зданий. Сделаны предварительные в целом положительные отчеты по результатам эксперимента. Полученный научно-проектный и строительный опыт позволил вышеупомянутым институтам, обеспечившим научное сопровождение высотного эксперимента, разработать новый нормативный документ – ДБН «Проектирование высотных зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения. Основные положения». В нем приведены нормативные требования к проектированию жилых зданий до 100 и общественных до 150 метров. При необходимости строить более высокие объекты, они по-прежнему будут проектироваться как экспериментальные по индивидуальным техническим требованиям.

Таким образом, сегодня открыт путь к более активному высотному строительству.

"Решить проблему социального жилья путем строительства высоток нельзя"

- Целесообразно ли использовать высотные дома в качестве жилья?

- Спорный вопрос. В Киеве сейчас возводятся жилые здания преимущественно 20-25 этажей. Строится около 40 высотных домов более 30 этажей. В Днепропетровске проектируется самый высокий в Украине экспериментальный жилой дом в 50 этажей. Активно поддерживает высотное жилищное строительство Одесса. Разрабатываются высотные объекты в Донецке и других городах.

Но о чем говорит зарубежный опыт? Развитые страны уже пе­режили лихорадку высотного строительства. В Америке отдают предпочтение комфортному мало­этажному жилью. В Западной Европе, несмотря на то, что плотность застройки намного больше, чем у нас, также строят жилье преимущественно в 4-5 этажей. В Берлине не найдете жилой дом, построенный в последние годы, высота которого была бы более 9 этажей. Естественно, офисные центры, банки, гостиницы возводятся более высокими, но в жилье значительной этажностью не увлекаются. Есть лишь отдельные примеры, в основном как градостроительные акценты. Дело в том, что цивилизованный мир считает не только прибыль от строительства, но и затраты на сохранение здоровья людей в условиях нарастающей ур­банизации.

Строительство высотного жилья сегодня – это удел преимущественно развивающихся стран. Основными инициаторами такого строительства в наши дни являются Китай, Тайвань, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Ближнего и Дальнего Востока. Значительно поднимают этажность крупные города России, особенно Москва. Именно Россия в значительной степени подтолкнула Украину к высотному строительству. Но в Москве высотки строятся более планомерно, преимущественно выносятся на окраину города, а центр сохраняет историческое лицо, исключение составляет высотный деловой центр Москва-Сити.

- Существует ли план размещения высотных домов в Киеве?

- Одним из важных воп­росов, касающихся высотного строительства, является место размещения таких объектов. Украинской академией архитектуры разработана концепция размещения высотных зданий в Киеве. Высотные комплексы в столице предложено сосредотачивать вдоль свое­образного внутреннего планировочного кольца (Выдубичи – Московская пл. – Севастопольская пл. – Шулявский мост – ул. Телиги – м. Левобережная). Намечено создавать высотные акценты также на въездах в город (Одесская пл., Святошин, пл. Шевченка, Быковня, м. Харьковская и другие). Не рекомендуется высотное строительство в районе исторического ядра.

- Реально ли уберечь центр Киева от небоскребов?

- Думаю, что трудно. Значительная часть уже строящихся высотных зданий, несмотря на запреты и возражения общественности, расположены вблизи исторического ареала. Высотное строительство – это объективная реальность, своеобразная болезнь роста, которой должна переболеть наша страна на данном этапе социально-экономического и градостроительного развития. Эффективнее сегодня не призывать запретить высотки, а создавать условия для грамотного и обдуманного их строительства. Проблема не в высоте, ведь Софиевская и Лаврская колокольни тоже высотки. Главное в профессионализме, который обеспечит сохранность своеобразной исторической застройки и уникального киевского ландшафта.

- Как Вы считаете, возможно ли путем строительства высоток решить проблему социального жилья?

- Безусловно, нельзя. Ведь высотность существенно удорожает строительство. А главная задача социального жилья – доступность по цене. Жилищная проблема уже давно обсуждается, но к ее эффективному решению еще так и не пришли. Считаю, что необходимо менять сам подход к решению этой сложной задачи. На сегодня ее решение рассматривается в основном через дешевые кредиты. Но в условиях кризиса видим, что такое кредиты. Проблема заключается, на мой взгляд, в том, как сделать не только доступные кредиты, но главное – доступное по цене жилье. Разрабатываемые программы нацелены главным образом на то, чтобы сделать квартиры меньшей площади, то есть снизить их функциональные качества и, соответственно, стоимость. Но самое дорогое сейчас – земля, особенно в центре, сложное инженерное обеспечение, конструкции, а площадь не так сильно влияет на цену. И если строить социальное жилье на тех же принципах и из тех же конструкций, какие используются сейчас в элитном строительстве, то решить жилищную проблему будет нелегко.

Социальное жилье – это не традиционная жилая квартира. Опыт показывает, что социальные ориентиры и, соответственно, стандарты общества меняются очень быстро, поэтому жилая среда должна быть достаточно гибкой и мобильной. Социальное жилье хрущевского периода по прочности построено было на века, а моральную ценность потеряло через 10-20 лет.

Считаю, что в проблеме социального жилья необходимо прежде всего дифференцированно подойти к его потребителям. Для молодежи, которая тоже во многом требует социальной поддержки, можно строить мобильное, в определенной степени временное жилье из простых, сборно-разборных строительных материалов, которые, при необходимости, легко могут демонтироваться. Основную часть социального жилья необходимо размещать на окраине города, где земля дешевле, строить высотой до 4 этажей преимущественно из местных легкодоступных материалов. Главное – обеспечить снижение стоимости строительства в разы, а не на несколько процентов, но при этом обеспечить высокие функциональные и архитектурно-художественные качества. Знаю, что это непросто, но решаемо. Для этого требуется такой же серьезный комплексный поход к решению проблемы, какой реализуется в эксперименте по высотному строительству, необходима совместная работа социологов, архитекторов, конструкторов, гигиенистов, экономистов и специалистов других смежных профессий при активной поддержке государства.

Источники: БудФонд, журнал «Строительная деятельность»


Теги:




Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru