22.08.2012 07:46:28
Главная особенность садово-паркового искусства в России XXI века - появление частных владений

На днях в России стартовал конкурс ландшафтных проектов «Terradeck. Outdoor systems», главные цели которого: развитие ландшафтной архитектуры и дизайна в России, поддержка отечественных специалистов, а также продвижение инновационных технологий в области строительства и дизайна.

Организаторы конкурса приглашают всех ландшафтных архитекторов и дизайнеров, авторские коллективы, архитектурные и дизайнерские бюро, студии и мастерские, а также студентов профильных вузов и факультетов побороться за главный приз конкурса - незабываемый тур на двоих по лучшим паркам Европы!


Определять победителей конкурса будет экспертная комиссия, в число которых вошли ведущие специалисты в ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве, экологическом строительстве.

Мы решили поговорить с одним из членов жюри о конкурсе Terradeck. Outdoor systems», ландшафтной архитектуре в России и перспективах её развития, инновационных строительных технологиях в отрасли и о многом другом.

Наш собеседник, Ожегова Екатерина Сергеевна - доцент кафедры «Ландшафтная архитектура» Московского Архитектурного института, автор книг «История ландшафтной архитектуры» и «Ландшафтная архитектура. История стилей».

· Екатерина Сергеевна, как вы оцениваете текущее состояние садово-паркового искусства в России? Насколько сильно оно изменилось за последние 10 лет?

За последние 10 лет в России появилась новая профессия «ландшафтная архитектура». Многие отечественные ВУЗы открыли кафедры, готовящие специалистов в этой области по учебным программам, составленным в соответствии с мировыми стандартами. Россия входит в мировое сообщество и, соответственно, меняет своё отношение к профессии, занимающейся всеми открытыми пространствами вокруг нас. Их диапазон исключительно велик и разнообразен: от международных проектов ландшафтного развития стран и регионов до строительства ландшафтных объектов, достаточно сложных с точки зрения конструкций и технологий. Ландшафтный архитектор проектирует, а точнее участвует в командах по проектированию мостов, виадуков, разнообразных открытых пространств на искусственных основаниях, планирует и проектирует спортивные сооружения, трассы автомобильных дорог и других коммуникаций в природе и городе. Сады и парки только часть профессии.

Главной особенностью садово-паркового искусства в России последнего XXI столетия является то, что у нас появились частные владения. В России институт частной собственности после долгого перерыва был восстановлен в 1990 году, поэтому нет ещё достаточного опыта в области проектирования и содержания таких видов частных ландшафтов, как парки, имеющие художественную и культурную ценность, или парки большого и среднего размера. Мы ещё долго будем учиться понимать главный принцип частной собственности, выраженный местоимением, отвечающим на вопрос – «чьё?». Пока ответом будет «моё!» открытые пространства, окружающие нас, будут разделены высокими заборами. Ландшафтная архитектура появится тогда, когда на вопрос «чьё?» прозвучит искренний ответ «его!» или «её», и эту перемену мы увидим, в первую очередь, в красивых частных садах. Именно увидим, проезжая или проходя мимо них, и имея возможность посетить их, с разрешения хозяина, и оценить как настоящее произведение искусства.

Так что, несмотря на обнадёживающие перемены, у нас есть над чем думать и работать.

· Отличается ли российский ландшафтный дизайн от западного и восточного? Самобытен ли российский ландшафтный дизайн и склонны ли российские специалисты к «подражанию»?

Дизайн - новая профессия и новый вид искусства, появившиеся в середине XX столетия, окончательно оформившиеся в 60-е годы. Искусство дизайна способно ярким языком, похожим на краткий призыв лозунга или пятно плаката, обратить внимание на любую идею. Произведения искусства, создаваемые современными дизайнерами, соединяют в себе приёмы всех классических искусств, присоединяя к ним новые, рождённые в XX столетии техническим прогрессом и искусством авангарда. Здесь дизайн ассоциируется с «актуальным искусством». Наиболее близкими к ландшафтной архитектуре направлениями являются ленд-арт и стрит-арт. В России есть блестящие самобытные художники, работающие в этих направлениях. В современном искусстве понятия «западный» и «восточный» можно отнести скорее к проявлению некоторого внутреннего настроения художника.

Что касается искусства дизайна, то «подражание» в этом искусстве равносильно плагиату, и было бы, мягко говоря, некорректно обвинять в этом кого-то. Если же рассматривать дизайн как профессию, создающую предметы и оформляющую пространство, то понятие «подражание» тут тоже трудно применить. Если я покупаю итальянскую мебель и расставляю её в своей собственной комнате, глупо говорить, что я «подражаю» итальянцам, хотя всякое бывает.

· Вы, как преподаватель истории ландшафтной архитектуры можете проследить эволюцию развития ландшафтной архитектуры в России и спрогнозировать её дальнейшее развитие. В каком направлении она будет двигаться в будущем?

Как преподаватель истории я могу сказать, что невозможно остановить прогресс, его можно только задержать. В Соединённых Штатах, например, профессия «ландшафтный архитектор» существует с конца XIX века, она входит в 50 лучших профессий 2010 года, с прогнозом интенсивного развития течении ближайших 10 лет. В мире ожидается, что уровень занятости ландшафтных архитекторов в период с 2008 по 2018 гг. возрастет на 20% - это больше, чем прогноз занятости в среднем для других специальностей.

Я надеюсь, что Россия не будет отставать. На всемирном Конгрессе международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA) было принято решение о проведении очередного конгресса в 2015 году в России (Москва - Санкт Петербург). Это очень важное решение для развития отечественной ландшафтной архитектуры и оно говорит о том, какое огромное внимание уделяется нашей стране, стране, где у ландшафтных архитекторов много нерешенных, и даже пока не поставленных на государственном уровне, задач. А задачи эти важно срочно решать в условиях формирования новых агломераций и экологической нестабильности. Решать, чтобы обеспечить устойчивое развитие окружающих нас пространств, да и общества в целом.

· Будет ли развиваться ландшафтная архитектура в частном строительстве? И каковы его перспективы?

Конечно, будет! Основой прочного фундамента здорового общества является средний класс, а именно он самый важный заказчик самого распространённого вида частных садов, небольших владений, создание и уход за которыми хозяева могут осуществлять самостоятельно на собственные средства, не изыскивая для этого особых дополнительных капиталов. Площадь таких садов невелика - несколько соток, а иногда даже метров, но они создают связь приватного пространства жилья или личного офиса с окружающим миром, а это как раз и есть главная задача ландшафтной архитектуры – создание гармоничного, устойчивого пространства обитания, равно удобного для всех членов общества.

· Вы, являетесь одним из членов жюри Первого открытого конкурса ландшафтных проектов "Terradeck. Outdoor systems". Чем Вас заинтересовал данный проект? Поможет ли он развитию ландшафтного проектирования и дизайна в России?

В современной архитектуре дизайн занял определённую важную позицию. Сегодня работа профессионального архитектора не мыслима без сотрудничества с дизайнерами. Дизайнеры наполняют жизнью пространства задуманные архитектором. Они создают среду, проектируя всё, от необходимых утилитарных вещей до арт-объектов и инсталляций. Сам архитектор часто выступает в роли дизайнера, когда генерирует оригинальную идею нового сооружения. Портфолио многих известных, практикующих в наши дни, архитекторов украшают работы, которые экспонировались на выставках актуального искусства и конкурсах дизайна. Конечно, подобные конкурсы исключительно важны для будущих профессионалов и уже сложившихся мастеров.

· Основным условием конкурса является использование террасных досок и декоративных ограждений из древесно-полимерных композитов. На Ваш взгляд, насколько интересны данные продукты для ландшафтного дизайна?

Реклама и продвижение на отечественном рынке экологически чистой и безопасной продукции чрезвычайно важное и полезное для общества занятие.

· Станет ли он незаменимым инструментом современного ландшафтного дизайнера в создании красивых и практичных дизайнерских объектов (террас, бассейнов, искусственных водоемов, беседок, патио и т.д.)?

Конкурс должен показать все преимущества и возможности использования материала. Если это произойдёт, то цель мероприятия будет достигнута, к всеобщему удовлетворению. Заказчики получат удобную, качественную и безопасную продукцию, дизайнеры и архитекторы - заказы, а организаторы конкурса - надёжный рынок сбыта.

Беседовал Эдуард Мухамадеев


Теги:




Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru