14.01.2011 07:49:37
IV ПЛЕНУМ Национального Союза архитекторов Украины
adm

К IV ПЛЕНУМУ
Национального Союза архитекторов Украины

В последнее время в современной застройке ЮБК проявился ряд негативных тенденций:
- Захламление практически всех центров и прибрежных территорий городов и курортных поселков временными (сезонными), стихийно возникшими «базарами», т.е., объектами торговли, которые со временем становятся капитальными сооружениями, уродующими внешний облик курортных поселений, резко снижая качество среды. и условия проживания и отдыха.
- Строительство многочисленных надстроек и пристроек над зданиями (в том числе и над памятниками архитектуры!), сараями, гаражами, эллингами. Эти пристройки, в том числе, к панельным, блочным, монолитным многоэтажным домам – не столько результат решения местными жителями своих собственных жилищных проблем, сколько проявления навязчивого курортного сервиса! (Комнатки для отдыхающих).
- Строительство так называемых коттеджных поселков и многоэтажных комплексов. По сути, это массовое строительства коммерческого жилья на продажу. Осуществляется этот вид застройки крупными компаниями, инвестирующими средства в строительство, а результат их деятельности в наибольшей степени отражает негативные процессы в современной застройке ЮБК и представляет реальную угрозу перспективе развития курорта.
Все вышеперечисленные негативные тенденции в современной застройке имеют общие черты, где ключевую роль играет коммерческая составляющая, а именно:
- стремление, во что бы то ни стало приблизить товар к потребителю, т.е. к местам скопления людей. Отсюда, возникающие прямо на остановках общественного транспорта капитальные магазины, жилые многоэтажки в парках и т.п., т.е. - в особо ценных, привлекательных для посещения и развития курортной функции местах;
- предлагаемый навязчивый сервис реализуется застройщиками исключительно в своих интересах, как правило, за счет интересов окружающих – соседей, местного населения, отдыхающих и, в целом, за счет перспективы развития ЮБК как курорта!

Такое положение в современной застройке территории ЮБК стало возможным из-за отсутствия действенной системы градостроительного регулирования, которое проявляется:
- в выборочном и хаотичном размещении объектов строительства, осуществляемом по методу «тыка», варварском, по отношению к уникальному ландшафту, ценной исторической среде Южнобережья;
- в общем снижении качества застраиваемой среды, ее комфортности, ухудшении условий проживания и отдыха постоянного и временного населения ЮБК;
- в игнорировании вопросов планировочной организации территории, соблюдении красных линий застройки, развитии системы транспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры;
- в ручном управлении процессом застройки, т.к. имеющаяся на сегодняшний день утвержденная градостроительная документация не является действенным регулятором этого процесса. Так, генеральный план Большой Ялты, разработанный Киевским Гипроградом, не отвечает комплексу требований по ограничению размещения застройки, ее назначению и этажности. Слишком крупный масштаб, масштаб районной планировки. В результате, градостроительная политика определяется сегодня не генеральным планом, а на основании решений сессий городских и поселковых Советов ЮБК по отводу земли под строительство.
- в несовершенстве законодательства в сфере архитектурно-градостроительной деятельности и всей системы ее управления.
В целях преодоления негативных процессов в застройке ЮБК, создания действенной системы управления развитием территории и регулирования в сфере архитектурно-градостроительной деятельностью, необходимо:
1. Разработать пакет градостроительных документов, жестко регламентирующих процесс застройки уникальной территории ЮБК, состоящий из градостроительных документов разных масштабов, призванных решать масштаб задач в деле освоения и использования каждой конкретной территории.
В первую очередь:
1.1. Генеральные планы городов и курортных поселков ЮБК.
1.2. Детальные планы Территорий центров городов, курортных поселений и сел ЮБК.
1.3. Зонинг и правила застройки, назначающие систему ограничений и, соответственно, условия для проектирования, строительства и реконструкции на каждой конкретной территории в соответствии с ее функциональным зонированием, архитектурно-планировочной структурой и ландшафтно-пространственной организацией.
1.4. Выполнить корректировку утвержденного генерального плана Большой Ялты, в масштабе Регионального планирования и в соответствии с принятой концепцией развития территории ЮБК.
2. Обеспечить действенность пакета градостроительной документации за счет разработки и внедрения экономических рычагов управления процессом застройки, закрепленных соответствующей правовой базой.
В этой связи, необходимо признать:
2.1. Что градостроительная документация, является частью общегосударственную градостроительной политики, обеспечивающей приоритет общегосударственных интересов над частными, «местечковыми» за счет комплексного и рационального развитии территории, сохранения ее уникальных свойств и качеств.
2.2. Что работа над градостроительной документацией должна вестись постоянно, обеспечивая последовательность принятия градостроительных решений на каждом этапе разработки, увязанных с принятой общей концепцией развития территории.
2.3. Что градостроительные решения, заложенные в планировочной документации, являются основанием для принятия местной властью решений в сфере архитектурно-градостроительной деятельности, а не наоборот, как это зачастую сегодня происходит.
3. Реформировать существующую систему архитектурно-градостроительной деятельности.
В этом направлении:
3.1. С целью обеспечения комплексного и рационального развития территории, закрепить приоритет, первичность принимаемых архитектурно-планировочных решений, обосновывающих выделение земли под застройку, над решениями сессий местных Советов по выделению земли.
3.2. Ключевое значение в структуре управления архитектурно-градостроительной деятельности должен обрести градостроительный кадастр, т.е. база данных, объединяющая всю информацию по территории, включая данные дежурного плана, зонинга и утвержденной градостроительной документации.
3.3. Исключить возможность ручного управления в градостроительной сфере. В этой связи, определить статус главного архитектора города как должностного лица, принимающего ответственные решения исключительно на основании данных градостроительного кадастра.
3.4. Работу градостроительного совета как коллегиального органа профессионалов, построить таким образом, чтобы Совет мог оказывать реальное влияние на принятие архитектурных, инженерных решений, а так же решений по вопросам художественного оформления среды. В этой связи, было бы целесообразно рассматривать на Совете вопросы по застройке территорий до принятия решений органами местного самоуправления по отводу земли. В этом случае, решения ГрадСовета, носящие рекомендательный характер, основывались бы на положениях, принятых в градостроительной документации, а не на решениях местных властей.
4. Повысить роль НСАУ в процессе выработки и принятия ответственных решений в сфере архитектурно-градостроительной деятельности.
Используя возможности Союза архитекторов, объединяющего на профессиональной основе специалистов, работающих во всех областях архитектурно-градостроительной деятельности, а так же как звена между властью и общественностью, применить:
- в повышении заинтересованности и привлечении широкого круга специалистов для разработки концепции развития ЮБК, основной градостроительной документации;
- в подготовке экспертных заключений по вопросам архитектурно- градостроительной деятельности;
- в проведении сертификации архитекторов с учетом требований Кодекса профессиональной этики, с тем, чтобы исключить возможность принятия коллегами – архитекторами проектных решений в нарушение объективных законов градостроительного искусства;
- в подготовке проведения и участие в работе градостроительного Совета;
- в организации и проведении архитектурных и градостроительных конкурсов.
- в организации и проведении общественных слушаний и в работе с общественностью в целом.
Предложения, перечисленные выше, отражают общие направления в работе по преодолению негативных тенденций, сложившихся в последние годы в вопросах застройки ЮБК и, безусловно, требуют более углубленной и системной проработки. Но эту работу необходимо начинать самым незамедлительным образом, чтобы не утратить возможность перспективного развития Южнобережья как курорта и сохранить уникальный уголок земли, являющийся бесценным достоянием Украины.

Председатель Ялтинской организации НСАУ Д.В. Фуклев

Теги:




Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru