20.01.2017 05:56:41
Алексей Комов: «Пора вспомнить себя и действовать»

Как результаты проводимой в Евпатории архитектурной политики воспринимают за пределами нашего города, какова роль главного архитектора в структуре местного самоуправления и что такое «Российский художественный союз», в интервью «ЕЗ» рассказал член экспертно-консультативного совета при главе Крыма, советник главы администрации Евпатории по архитектурной политике, член правления Союза архитекторов России Алексей КОМОВ.


— Влияя по мере возможностей — ​то словом, то делом — ​на архитектурную политику в городе, вы не первый год активно делитесь этим опытом на различных архитектурных форумах. Смею полагать, прошедший год в этом плане исключением не был.

— Абсолютно безумный, сумасшедший мой 2016-й… Лейтмотив — ​скорость и концентрация перемещений во времени и пространстве. Ошеломляющее открытие Сибири и Дальнего Востока. И одновременно — ​переосмысление родной Москвы, вечной, личной, моей. Казань и Краснодар, Омск и Хабаровск, Тюмень и Ярославль, Новокузнецк и Комсомольск-на-Амуре, Тутаев и Горноалтайск… Мой Тутаев — ​как Евпатория на Волге, и моя же Евпатория — ​как Тутаев на море. Потрясающее ощущение пульсирующего масштаба страны в традиции, школах, климате, темпераменте, да и просто в часовых поясах: интеллектуальный каркас страны. Удивительно, что когда рассказываешь на форумах и семинарах про наш город, про историю, про свое отношение к нему, про опыт работы, это вызывает у коллег не просто интерес, а невероятное уважение — ​не просто к тебе самому, а именно к служению и традициям.

На одном из таких мероприятий в Краснодаре, где была представлена разная архитектурная мысль, в том числе в области градостроения, при регламенте в 20 минут я выступал час двадцать. Меня никто не прерывал, зал был оглушен, причем настолько, что когда все закончилось, молодежь признала, что им больше всего понравилось выступление Алексея Комова о Евпатории. В зале присутствовали не только архитекторы, но и главы администраций курортных поселков Краснодарского края, которые с большим интересом слушали, понимая, что им рассказывают об их насущных вещах. Есть операционная действительность, каждодневное управление жизнедеятельностью города, есть стратегические горизонты под клеймом федеральных целевых программ, а между ними зачастую вакуум. Получается: ждите три года, а то и больше — ​и потом появятся ваши набережные со стадионами и другое. Нужна и тактика, работа со средой, которая объединяет, сохраняет и смотрит в будущее. Важно, чтобы будущее наступало сегодня. В долгие стратегии люди не верят. Изменения должны быть наглядны, здесь и сейчас. Это очень сложно, но надо. Приоритетная задача благоустройства озвучена руководством страны уже для всей России.

— Вы как-то признались, что с учетом результатов вашей работы в Евпатории и в должности главного архитектора города, и в нынешней должности советника главы администрации по архитектурной политике вас неоднократно приглашали работать в правительстве Севастополя.

— Губернатор (врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. — ​Ред.) пригласил меня на знаменитую стратегическую сессию, по результатам которой были назначены начальники департаментов, вице-губернаторы. Главного архитектора в Севастополе до сих пор нет — ​начальника департамента архитектуры и градостроительства наконец назначили относительно недавно, им стал опытный управленец Александр Моложавенко. Это две разные должности.

— В прошлом году глава Крыма Сергей Аксенов назвал работу архитекторов крымских городов неудовлетворительной, связав это среди прочего с плохим выявлением самовольных построек, и предложил тогдашнему министру строительства и архитектуры Крыма Сергею Кононову подготовить кадровые предложения по замене главных архитекторов муниципальных образований полуострова. Насколько уместна и перспективна такая политика, на ваш взгляд?

— Нужно спрашивать не с главных архитекторов, а с департаментов имущества и землепользования, потому что зачастую саботаж откровенный происходит там. Неразрешенность проблем с землей и имуществом тормозит сейчас развитие Крыма. Ты ничего не можешь строить, потому что непонятно, кому что принадлежит, при этом оно еще принадлежит какому-то куму, сестре и ее дворецкому. Эта спрессованность элит, когда все друг другу обязаны, заточена не на главного архитектора. Главные архитекторы в Крыму бесправны, по сути.

— Вы как-то назвали «бичом Крыма» безответственность. Почему?

— Все уходят от ответственности. Неважно, житель это, который, открыв калитку, выбрасывает мусор на улицу, потому что это не его, либо муниципальный служащий, которому проще отбить от себя летящие в него мячи резолюций. Но при этом ничего не происходит.

— Прошлой осенью на международном фестивале «Зодчество‑2016» в Москве созданный вами в соавторстве с Анастасией Серегиной арт-объект «Арка Курехина» представлял кураторский проект «Евпаториум» — ​составную часть крымской экспозиции, куратором которой вы выступили. Этот объект стал символом и ориентиром главного итогового архитектурного фестиваля страны. Тогда вы сообщили, что объект, посвященный жизни выдающегося музыканта Сергея Курехина, проживавшего некоторое время в Евпатории, появится в сквере имени Ленина в 2017 году. Как скоро?

— К сезону, надеюсь, уже легендарный арт-объект поставим. Очень сложная логистика оказалась, как и все сейчас. Более того, мы вынуждены модернизировать, усовершенствовать конструкцию. Так что нет худа без добра.

— Вы сейчас формируете творческое объединение с рабочим названием «Российский художественный союз» (РХС)…

— Как человек сильных патриотических взглядов я не привык просто махать флагом и бить в бубны. Мои уважаемые коллеги — ​Захар Прилепин, Александр Ф. Скляр, Эдуард Бояков. Участвую по их приглашению в создании нового творческого объединения, в которое войдут и театралы, и кинематографисты, и архитекторы. В этом объединении я буду отвечать за архитектуру. С каждым годом последних двух десятилетий мы — ​архитекторы и писатели, художники и поэты, музыканты — ​все больше разрушительно удалялись друг от друга. Сегодня вопрос о взаимодействии между творческими сообществами становится ключевым для выживания русской культуры. Пора, наконец, вспомнить самих себя и действовать.

Беседовал Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото с сайта media.360.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №3 (19225) от 18.01.2017 г.
Источник: «Евпаторийская здравница»


Теги:




Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru