Архитектура и пресса
![]() |
Архитектура и пресса не дружат. Кто виноват? Пресса? Так ли это? ПРОСТО СОВРЕМЕННЫЙ АРХИТЕКТОР - во многом продукт советской практики, с ее положительными, но и отрицательными привычками. В советское время архитектор являлся, по сути дела, оператором проектной части строительства, на которого была возложена ответственность за соблюдение жестко ограничивающих нормативных показателей. Роль некоторого дворецкого, который знает все ходы и выходы, а также всех приходящих и входящих и соблюдает порядок и надзор за челядью – т.е. всех, кто в строительство вовлечен. До застывшей ли музыки было, когда любой ценой нужно было уложиться в удельные показатели по стали, цементу, дереву и щебню (наверное, кое-кто еще помнит знаменитый, ныне почивший, СН 202-81 «Об экономном расходовании материалов в строительстве».) Естественно из трех Витрувиевских китов (красота, прочность, полезность), на которых держится архитектура, «Красота» в массовом строительстве успешно была забыта. Надо ли винить прессу в отсутствии пристального внимания к унылым типовухам, в том, что самым распространенным печатным откликом на серую монотонность стали деловые строчки с цифрами в отчетах перед съездами и конференциями? |
Некоторая отдушина для архитекторов была, пожалуй, в индивидуальных проектах, на которые не распространялись пресловутые удельные показатели, и разрешение на которые получить было совсем не просто. Это правительственные учреждения, театры, аэропорты, вокзалы и др. Надо честно признать, что освещение в прессе строительства таких списочных объектов было соответствующим духу времени. В газетах и новостях мы узнавали о бригадире отделочников или крановщике или о замечательном бетонщике-рационализаторе и совсем не часто об авторах проекта. В памяти новостной ролик, прошедший по ЦТ о сдаче в эксплуатацию замечательного и смелого для своего времени аэропорта «Звартноц» в Ереване, в 1981г. В нем говорилось о ком угодно, но ни слова об архитекторах. Но, а что, разве многое изменилось сегодня? В Крыму построены прекрасные здания. Это и ялтинский автовокзал, и симферопольский дворец культуры профсоюзов, и здравницы и гостиницы южного берега. Проведена замечательная реконструкция Симферопольского вокзала, Джанкойский просто появился.
![]() |
Много ли мы знаем о людях, которые были авторами этих работ? Каждое из них было событием своего времени. И стоит ли в этих случаях пенять на прессу, если ее приучили к отсутствию событий в этой области. Справедливости ради нужно сказать, что само государство обесценило престиж профессии, лишив архитекторов полномочий, сохранив при этом ответственность и оставив, в качестве развлечений, занимательные диалоги на сленге со строителями. В подобных ограничениях пребывали и литераторы и кинематографисты и художники. И в каждой сфере были несомненные удачи, всем нам памятные. Об архитектуре, за редким исключением, это сказать нельзя. Почему? Недостаток средств? Да, конечно, это самое дорогое из искусств. Но Мексика или Индия — страны отнюдь не богаче Советского Союза, но там успешно творили и Нимейер и Корбюзье. |
| Сорокалетний творческий провал между пятидесятыми и девяностыми годами прошлого века, между работами славной плеяды русских и советских архитекторов первой половины двадцатого века и развалом Советского Союза требует своего анализа и своих экспертов. Но сейчас другое время. Из жестких нормативов остались только требования к безопасности эксплуатации строений. Площадь квартиры, высота потолков или качество отделки ограничиваются только финансовыми возможностями заказчиков. Меняются в лучшую сторону и отношения заказчика и архитектора, меняется его социальный статус. Архитектура снимает утилитарные одежды и, постепенно, становится товаром. Завтра неизбежно превращение ее в полноценное средство производства или элемент престижа. Но уже сегодня нужно думать, как этот товар правильно продавать. Какой должна быть его реклама, каким путем он будет продвигаться к потребителю. Вспомним рекламу вчерашнего дня: стройка, пятиаршинный плакат с генпланом объекта над проходной и надпись — строительство ведет СУ***, бригадир+++. Или пятиэтажка, как подпорка под плакат — Коммунизм это молодость мира и его создавать молодым. |
![]() |
Изредка разовая акция проектной организации с метровыми подрамниками в витрине супермаркета. Сегодняшний день: десятиаршинные бигборды в аэропортах и вдоль центральных магистралей с изображением очередного апартотеля, которые через короткое время начинают восприниматься как часть пейзажа. Изредка отчет в местной газете об общественном обсуждении генерального плана города. Со стороны проектировщиков, как правило, никакой активности. Впечатление, что архитекторам так интересно самим с собой, что им больше никто не нужен, а их отношения с заказчиком настолько интимные, что их результат ни в коем случае нельзя придавать огласке. А ведь архитектор исторически во все времена был в центре строительного процесса (забудем про сорокалетнее смутное время, когда от него требовалось только следование нормам и понимание квадратно - гнездового планирования города). На архитектора, в конечном счете, замыкались и поставщики материалов и оборудования, и новые технологии, и высококлассные мастера, и дизайнеры, и художники. Это его крест. А сегодняшний день накладывает на него еще и просветительскую функцию, потому, что народ и власть как-то подзабыли, что такое архитектор и зачем он нужен. Не случайно, поэтому обязанности руководителей управлений и отделов архитектуры и градостроительства при городских и местных администрациях занимают люди, далекие от специальности. Не обижайтесь, если такие есть и среди вас. Мы все тут – продукт местности.
К чему я говорю обо всем этом? Если пресса об архитектуре не пишет, нужно сделать так, чтобы она начала это делать. Настало время более тесного общения с прессой. Серьезное, профессиональное отношение к делу, заинтересованность в конечном результате неизбежно приведут архитектора к необходимости быть более социально активной фигурой. Это нужно и ему, это нужно и общественности. Формы для этого могут быть разные. Часть из них уже опробована, другие предстоит найти.
1. Скажем, общественное обсуждение социально значимых объектов с привлечением СМИ. Это уже опробовано в Ялте.
2. Яркая социальная щитовая реклама – я имею ввиду не рекламу новых апартаментов, а например, то, как это делает Евпатория на въезде в город, всячески подчеркивая мультикультурность города.
3. Это культ талантливых архитекторов, которые живут и работают в Вашем городе.
4. Это создание различных форумов для обсуждения тех или иных проблем архитектуры – я считаю очень успешным проект, который появился не так давно, но уже многие из вас о нем знают - это крымский архитектурный портал www.archiportal.crimea.ua. Пожалуйста, пользуйтесь этим ресурсом, размещайте там свои материалы, лучшие проекты, которые работают в вашей местности.
5. Это телевизионная программа «Поместье» - об индивидуальном строительстве, сохранений традиций и применение новых технологий в создании современного поместья.
6. Конечно, у Вас должен быть рекламный бюджет. Он должен быть предусмотрен и заложен. Для проведения конкурсов среди архитекторов, например на тему «КРЫМСКИЙ стиль»
Для организации пресс-конференций, коктейлей и экскурсий журналистов на строящиеся объекты. И не так все это дорого, тем более что часть средств можно перевалить на плечи Заказчика или генерального подрядчика.
7. Это организация круглых столов любыми силами и средствами. Я сейчас приведу такой видеопример – попытка поговорить о ялтинской архитектуре и выяснить, почему сегодняшний день не рождает Красновых …
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Что бы я сделала. Я бы пригласила журналистов в кафе «Апельсин», и провела бы такой разговор в виде круглого стола. Вы увидите – эффект был бы втрое больше, чем просто этот сюжет, показанный по ТВ. Потому что почти каждый из приглашенных потрудился бы что-нибудь написать. Во-первых, тема не избитая, во-вторых, вы пригласили лично какое-либо издание и говорите о социально значимых вопросах. Я не вижу причин не писать на эти темы.
ИТАК: (вывод первый)
Если вы всегда любили запускать слухи, инициировать информационные поводы и организовывать массовые мероприятия, то значит, вас бессознательно тянуло к этой сфере профессиональной жизни – PR.
Но тогда мы с Вами должны пойти дальше и понять, что информационные поводы на дороге не валяются. Точнее, редко валяются. Их нужно создавать. Их нужно взращивать, как английский газон.
Обратимся к английскому опыту. Лондон готовится к Олимпиаде 2012 и на сайте BBC висят очень много разных сюжетов без комментариев, но с текстами, подразумевается, что любая телекомпания мира может скачать этот сюжет и использовать в своих программах. Итак, строительство Олимпийского парка.
![]() |
Первые из пятидесяти двух электрических вышек разбросанных на месте Олимпийского парка в Восточном Лондоне были убраны. Это символизирует процесс регенерации территории и подготовку ее к олимпийскому строительству. И, вот представители олимпийского руководства Лондона – уже знакомые вам сделали информационный повод из демонтажа электрических вышек. Годами эти линии электропередач несли электроэнергию в восточном Лондоне, но теперь все провода будут спрятаны под землю (давайте вспомним нашу газовую разводку по всем поселкам, которая безумно их украшает). И эта работа по демонтажу электроопор смотрится как веха в олимпийском строительстве |
![]() |
Т.е. на самом деле этот сюжет показывает, что информационный повод можно сделать из любого события. Более того, этот информационный сюжет был подкреплен печатной продукцией. Везде в Лондоне висят рекламные проспекты компании, которая демонтировала линии электропередач, с той же идеей- мы делаем город привлекательнее и удобнее. |
И наш очаровательный ЛОРД Себастьян Кое продолжает размышлять о роли Олимпиады в жизни страны:
Это действительно подтверждает возможность спорта способствовать развитию региона. Это проект регенерации, ведь мы собираемся провести фантастические Олимпийские игры с одной стороны, а с другой здесь после олимпийских игр будет жить новое поколение и оно должно жить в среде экологического ландшафта и ни в коем случае у людей не должны быть над головой электрические кабели.
И понятное дело - электрические опоры высотой более 60 м не оставляли никаких шансов хорошему виду, а сейчас вид открыт и можно заниматься современным строительством.
И дальше значение работы поднимается еще выше:
Это существенно изменило линию горизонта, и это фантастический проект, потому что это не только перемещение кабеля электропередач, это и подготовка специальных туннелей для них строго согласно бюджета, это и создание нового города внутри старого города
Это был для нас большой риск – выключить электроэнергию, поскольку мы затрагиваем национальную сеть, мы сейчас уходим под землю и переключаем все на подстанцию, этот сложный процесс идет хорошо, мы сейчас выполняем все туннельные работы и у нас есть очень амбициозные планы по времени и бюджету, но нам все удастся.
Обратите внимание, постоянно идет ссылка на прозрачность денежного процесса, экономию и важность работы для будущего. Мол, Олимпиады приходят и уходят, а красота и удобство остается. И постоянно подчеркивается успешность – работа идет в срок.
Работа идет очень хорошо, мы начали строительство олимпийского стадиона с трехмесячным опережением графика и сейчас мы намерены ускорить темпы строительства. Наши партнеры, наши акционеры и вообще все очень озабочены темпами строительства.
В связи с глобальным финансовым кризисом Правительство Великобритании предупредило Олимпийский комитет о том, что деньги должны быть потрачены очень бережно, в рамках бюджета
Tessa Jowell, British Culture, Media, and Sport Secretary
Мы уже тратим 100 миллионов фунтов в месяц для регенерации этого места, три четверти денег, которые тратятся здесь будут идти на регенерацию. Т.е. на создание новой территории для жизни, а не только для 16 дней спорта. И каждый день мы стоим перед необходимостью сдерживать рост затрат. Поскольку невозможно найти добавочные деньги из бюджета. Бюджет есть бюджет, и деньги должны быть потрачены в рамках этого бюджета.
Понятно, как из рабочего события - совещания чиновников на стройке можно сделать ПР себе, стране и ее будущему. Что вам помешает сделать тоже самое на месте строительства какого-нибудь нового яркого объекта? Так вырастет количество симпатиков к этой стройке.
8. СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Легко договориться с местными каналами, чтобы по ходу строительство они показывали объекты вашего города и говорили, кто это строит. Иногда можно просто подать эту идею Заказчикам, ведь как правило, народ до последнего не знает, что там будет.
То такой повременной сюжет сооружения объекта - мультик, как объект рос. «Консоль» прибегает к таким упражнениям – рекламе строительства до его завершения, но, к сожалению, только когда нужно продать будущие квартиры или привлечь внимание к новому спортивному комплексу в Гагаринском парке.
Нужно поработать с вашими известными архитекторами, чтобы они сделали маленькие ролики о своих мастерских - это не дорого, но очень удобно, и тоже давать их по местным каналам и по крымским. Как пример, я Вам покажу сюжет о бесспорно талантливых ялтинских архитекторах Зюзиковых.
![]() |
Или - еще месяца не прошло, как умер в Ялте великий лепщик – Александр Ткаченко – ему было 80. На каждом шагу спотыкаешься о его лепку - госдачи, реставрация дворцов и даже троллейбусные остановки, что-то я не заметила некролога в СМИ. Город как будто не заметил смерти этого уникального человека, которого приглашали уже в 80-летнем возрасте в ИТАЛИЮ. |
![]() |
![]() |
Мы не ценим таланты, создающие красоту.
9. Конечно же, архитектура должна идти вперед и на Западе сейчас есть очень модная фишка – энергосбережение как главный фактор в строительстве. Никто не может сдать новый объект, если 10% энергии энергии не приходит из возобновляемых источников. Возрастает значение пилотных проектов – т.е. тех экспериментальных домов, которые не могут быть интересны конкретному заказчику, но интересны людям, которые двигают строительные технологии вперед. Я вас приглашаю в городок в 50 км на Западе от Лондона, там есть объект, который уже 5 лет не дает никому покоя, и ежегодно организация, которая его построила, принимает около 7 тыс. посетителей.
10. Добейтесь существования архитектурных маршрутов в турфирмах.
11. Это должны быть специальные маршруты под вашим патронатом. Проведите конкурс, например :
Крымские поместья (архитектура 19 века)
Крымские церкви и мечети
Крымское неоготика - результат увлечения Вальтером Скоттом русских дворян и последствия этого увлечения (Воронцовский дворец, Александровский дворец, Ласточкино гнездо и т.д.)
Мавританский стиль – Кичкине, Дюльбер и т.д.
И вместе с тем – истинно крымские усадьбы
Крымский стиль
Мавританский стиль …
Крымские романы (я имею ввиду историю создания поместий, как отражение любовных романов – например, Артек, история Пушкина и Воронцовой, Пушкина и Раевских – соответственно Воронцовский дворец, Дом- музей Пушкина в Гурзуфе, Юсупова и его жены Ирины- Юсуповский дворец, к сожелению, закрытый для посещения, Коккозка )
Шедевры ландшафтного дизайна
Распиарте фирму, которая победит в этом конкурсе
Крымские лифты – (в том числе и канатная дорога – и интересные спуски к морю из разных санаториев) – они же- лучшие смотровые площадки, кстати, это тоже может быть примером конкурса - потому что у смотровых площадок как правило есть хозяин.
Лучшие фонтаны - к счастью, они стали появляться не только на южнобережье.
Конкурс среди студентов КАПКС и Академии печати на тему лучшего курсового и дипломного проекта на тему КРЫМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Так вы поднимете интерес к архитектуре, как к науке.
12. Прозрачность бюджета, выделяемого на реставрацию архитектурных памятников должна всегда подчеркиваться.
13. Очень полезна организация сюжетов или публикаций на тему, как используют здания (архитектурные памятники) новыми владельцами, в каком состоянии их содержат. Поскольку это имидж, они же за это и заплатят.
Итак: Не спрашивайте, что ваша страна должны сделать для вас…спросите себя лучше, что вы можете сделать для своей страны»
(Дж. Ф. Кеннеди). Я бы хотела взять эту цитату, как послесловие к нашему разговору. Мы должны нашу страну распиарить. А поскольку архитектура - эта история и жизнь в камне и ландшафте, то мы должны обязательно распиарить нашу архитектуру и ее авторов.
| Е. Громова | - руководитель продюсерского центра «Деньги Республики». |
| Р. Гайдай | - архитектор. |
| Добавить статью в закладки: |
Свежие новости на КАП:
Башня Джидды достигла отметки в 80 этажей: падет ли вскоре рекорд Бурдж-Халифа?
Сверхвысотная башня на побережье Красного моря готовится заново определить границы мировой архитектуры. Строительство Башни Джидды (Jeddah Tower) стремительно набирает темп, буквально «взмывая вверх, как ракета», здание уже достигло отметки 80 этажей.
Дача Стамболи - архитектурный памятник и туристический объект.
Дача Стамболи в Феодосии: история семьи, легенды Крыма, музей сегодня
Кадровые перемены в РК
Никита Тарасов назначен исполняющим обязанности Главного архитектора Республики Крым.




















