Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Замок

1) За́мок
   укреплённое жилище феодала. Замок возводили в хорошо защищённых местах (окружённые водой, в горах и т.п.). Они могли быть деревянными или каменными. Первыми замками были обнесённые тыном усадьбы, посредине которых возводили главную башню (донжон), окружённую рвом. Вскоре главную башню стали возводить в труднодоступном месте и обносили её стеной, которая имела по углам ещё башни. Замки были защищены валами, глубокими рвами, через которые перекидывались подъёмные мосты. Двор замка был разделён внутренней стеной, по одну сторону которой размещались вассалы, а по другую - владелец замка. На случай осады замка в нём устраивались обширные погребы с провизией, был колодец. В большинстве замков были свои церкви. Постепенно замки превращались в сложные комплексы оборонительных сооружений, жилых и хозяйственных построек.
   Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. В XIII - XVI вв. замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер. В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами
   * * *
   укрепленное сооружение или комплекс сооружений.
   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
   * * *
   укрепленное жилище феодала, состоящее из нескольких сооружений. Сочетание крепости и жилища было обусловлено политической раздробленностью феодального общества, непрерывными вооруженными столкновениями феодалов, необходимостью защищаться от своих крестьян. Первоначально в архитектуре замка сооружения оборонного назначения преобладали над жилыми и парадными помещениями. Средневековые замки состояли из двора, обнесенного массивной зубчатой стеной с башнями, и ДОНЖОНА - главной башни, служившей последним оплотом обороны и имевшей помещения для жилья, запасов провианта, колодец и т. п. Постепенно усложняясь, замки заключали в своей ограде жилые и хозяйственные постройки, казармы, конюшни, галерею с большим залом для суда, собраний, празднеств, капеллу, казнохранилище, тюрьму. С усилением мощности осадной артиллерии замки утрачивают функцию крепости, черты замковой архитектуры сохраняются в виде архитектурно-декоративных элементов, имитирующих облик былых укреплений - башен, зубчатых стен с бойницами и пр. В архитектурной композиции замков XV-XVI вв. начинают преобладать ясно выраженная симметрия фасадов, четкая этажность, большие оконные проемы вместо узких бойниц, регулярная планировка всего комплекса строений. К XVII в. в Европе замок окончательно вытесняется городским или загородным дворцом. Таковым по замыслу в Петербурге был Михайловский (Инженерный) замок (арх. В. И. Баженов, В. Бренна, 1800).
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
   * * *
   1. Крепость феодала или усадебное сооружение в подражание ей.
   2. (замок для преступников, тюремный замок). Крупная тюрьма (например, Бутырский З. в Москве, Литовский З. в Петербурге).
   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
2) Замо́к
   в архитектуре, обычно клинообразной формы камень (или кирпич) в вершине арки или свода. Конструктивная роль замка обычно подчёркивается декоративно (орнаментом, скульптурной обработкой). Иногда декоративный замок украшает плоскую перемычку над дверным или оконным проёмом.
   * * *
   верхний центральный камень, которым замыкается арка или свод. Выполняется в виде вертикального клинчатого блока, слегка выступающего из плоскости стены, часто украшается орнаментом или скульптурным изображением человеческой или львиной головы, называемым МАСКАРОНОМ.
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
   * * *
   1. Замковый камень.
   2. Соединение двух брусьев (1), брусков (1, 3) или досок (1), имеющее внутри уступ либо выемку.
   3. Устройство для запирания с помощью ключа.
   4. Слой водонепроницаемой глины, препятствующий просачиванию воды через тело плотины или дно пруда.
   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru