Архитектурный словарь
O А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Архитектура древнего рима

   первоначально сложилась на основе культуры этрусков (народа, обитавшего в Италии с начала 1 тысячелетия до н.э.). Являясь наследником древнегреческой архитектуры, республиканский и императорский Рим внес много нового в ордерную систему, в регулярную планировку городов, переработал тип греческого жилого дома. Общественные потребности громадного рабовладельческого государства и его огромной столицы, гораздо более сложные по сравнению с Др. Грецией, а также концентрация колоссальных средств в руках государства и знати, вызвали к жизни новые типы сооружений, применение новых конструкций и новых материалов. Появление римского бетона, широкое освоение и усовершенствование арочных и сводчатых конструкций и куполов, позволяющих создать перекрытия больших пролётов, открыли римскому архитектору такие композиционные возможности, каких не знали его предшественники. Высокий уровень инженерно-технического мастерства римских строителей проявился в сложных сооружениях самых различных типов: наземных акведуках, громадных цирках (Колизей на 50 тыс. зрителей), театрах, термах (общественные бани на тысячи человек), базиликах, многочисленных триумфальных арках, обширных императорских дворцах и многом другом. Выдающимися образцами архитектурного ансамбля были форумы - комплексы правительственных, культовых и общественных зданий в центре города. Особое внимание уделялось планировке и отделке внутренних помещений. Идея военно-государственной мощи Рима на шла свое выражение в массивном, помпезном характере монументальных сооружений империи, в широком применении громадных ордерных колонн, в преувеличенно крупных масштабах отдельных построек и их деталей. В области жилищной архитектуры наряду с роскошными виллами и дворцами в Риме соседствовали целые районы городских трущоб, застроенных ИНСУЛАМИ (многоэтажный и многоквартирный дом) - прибежищем городской бедноты. Достигнув в лучших своих произведениях большой выразительности и технического совершенства, римская архитектура часто прибегала к ложному пафосу и поверхностным, чисто внешним эффектам. Черты эклектизма и другие признаки упадка римской архитектуры начали проявляться задолго до падения Римской империи, означавшего конец рабовладельческого строя, на смену которому пришла новая общественная формация - феодализм.
   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)




Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru