17.09.2013 08:27:42
Как проводить архитектурные конкурсы

 

О проведении конкурсов
на архитектурное решение зданий –
объектов культуры

СПРАВКА


К настоящему времени в мире сложились устойчивые правила проведения конкурсов на архитектурное решение зданий, занимающих особое значение в структуре крупных городов как по своему функциональному назначению, так и по градостроительному положению. К таким зданиям в первую очередь относятся здания муниципальных объектов культуры (театров, библиотек, музеев, выставочных и концертных залов), традиционно относимые к landmark buildings – «знаковым зданиям».

 


Традиционная практика проведения конкурсов применяется практически во всех странах мира, она также широко применялась в СССР. Она позволяет выбрать наилучшее архитектурное решение для конкретного объекта. В частности, именно в результате конкурсов были выбраны архитектурные проекты значительной части зданий ХХ века, ставших памятниками архитектуры. В Новосибирске к таким зданиям относятся здание Театра оперы и балета, Госбанка, Городской клинической больницы и др.

К сожалению, в последние десятилетия практика проведения конкурсов на лучшее архитектурное решение, в том числе при создании архитектурных объектов, занимающих особое место в городской структуре, была заменена практикой проведения тендеров на наиболее дешевое решение, что не может не сказаться на качестве архитектуры таких зданий. Подобная «экономия» приводит к тому, что город и регион не получают новые памятники архитектуры, утрачивается имиджевая составляющая подобного рода проектов.
На наш взгляд, необходим возврат к практики проведения конкурсов на лучшее архитектурное решение при фиксированной цене контракта.

Чем конкурс интересен для заказчика?
1. За сравнительно небольшие деньги заказчик получает целую гамму концепций, теми или иными способами решающих поставленную задачу. Имеется возможность сравнить разные подходы.
2. Поскольку конкурс является публичным мероприятием и, как правило, широко освещается СМИ, с момента старта проект сопровождается серьезной PR поддержкой, положительно влияющей на имидж заказчика.

В результате конкурса заказчик получает выбранное им из нескольких наилучшее решение, проработанное на уровне концепции (при одностадийном конкурсе) или форэскизного проекта (при двустадийном).

Мотивация участия в конкурсе для архитекторов

Как правило, конкурсы предусматривают заключение с победителем контракта на дальнейшее проектирование объекта. Поскольку это правило не всегда выполняется, формируется призовой фонд конкурсов. Так, при проведении конкурса на здание Музейного центра в Перми был установлен призовой фонд в 300000$ (1 премия – 100000$, 2 премия – 70000$, 3 премия – 50000$, 8 специальных премий по 10000$). Благодаря такому призовому фонду удалось привлечь к конкурсу на проектирование здания музея в областном центре России ведущих мировых звезд, в том числе таких, как Заха Хадид (3 премия), Asymptote, Хани Рашид, Валерио Олигатти (1—2 премия) и лучших российских архитекторов.

Если при проведении конкурса не ставятся столь амбициозные задачи, призовой фонд может быть существенно меньше. На конкурсе на проектирование общественно-делового центра (Санкт-Петербург) был установлен призовой фонд: 1 премия – 10 000$, 2 премия – 5 000$, две 3 премии – 1 000$. Для конкурса на бульвар Grand Concourse в Бостоне было установлено 7 премий для финалистов по 1000$ и 1 премия 5000$. В конкурсе на проектирование развития библиотеки Worburn (США) призовой фонд составил: 1 премия 2500$, 2-я - 1500$, 3-я - 500$.
Необходимо отметить, что размер призового фонда определяет уровень участников конкурса и, как следствие, уровень качества представленных архитектурных решений.

На принятие архитектором решения об участии в конкурсе влияет также состав жюри конкурса (см.) и широта публикаций победивших работ в российской и мировой архитектурной прессе.

Общие правила проведения архитектурных конкурсов

Условия (правила) проведения конкурса объявляются в момент его старта (как правило, за 2-4 месяца до окончания приема заявок) и остаются неизменными.

Конкурс объявляется путем размещения его условий, программы и исходных данных на сайте конкурса и в специализированных архитектурных журналах, на интернет-сайтах (в том числе специальных, посвященных архитектурным конкурсам) и путем направления персональных приглашений архитекторам. В числе журналов (российских): ПРОЕКТ РОССИЯ, ПРОЕКТ СИБИРЬ, ARX, Архитектурный вестник, сайтов (российских): forma.spb.ru, archi.ru, a3d.ru, architektonika.ru, sibdesign.ru. Размещение производится, как правило, на условиях информационного спонсорства.

В соответствии с типом конкурса (см.) может устанавливаться регистрационный взнос, либо, наоборот, выплачиваться вознаграждение за участие.

Как правило, в момент старта конкурса объявляется состав жюри. В жюри входят 5-7 чел., в т.ч. (1/2—2/3 его состава) ведущие и авторитетные архитекторы страны и мира, а также (1/3—1/2) чиновники, ответственные за принятие решения). Пример состава жюри (конкурс на Музейный центр в Перми):
• Председатель: Петер Цумтор. архитектор /Швейцария/.
• Члены жюри: Надежда Беляева, директор Пермской художественной галереи /Пермь/; Сергей Гордеев, Сенатор от Пермского края /Пермь/; Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России /Москва/; Ирина Коробьина, директор Ц:СА / Центра современной архитектуры /Москва/; Александр Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук /Москва/; Петер Ноевер, директор музея МАК /Австрия/; Сергей Шамарин, председатель Пермского отделения Союза архитекторов /Пермь/.

Участникам выдаются условия, программа и пакет исходных материалов.
В программе перечисляется обязательный состав помещений и их площадь (по блокам, без излишней детализации; ограничения; обязательные для исполнения правила), состав предоставляемых жюри материалов. В пакет исходных материалов входят геотопосъемка (желательно в электронном формате) с нанесенными границами проектируемого участка и инженерными сетями, данные о существующих на участке (и прилегающих участках) зданиях и сооружениях, другие необходимые для проектирования материалы.

Типы архитектурных конкурсов

По составу участников:
• Международный – с приглашением западных архитекторов; ри этом статус «международный» официально закреплен за конкурсами, проводимыми под эгидой Международного Союза архитекторов; при отсутствии такого статуса применяется термин «с международным участием».
• Российский – без приглашения западных архитекторов
• Местный – с привлечением, в основном, архитекторов региона и близлежащих регионов.
По широте привлечения участников:
• Открытый
• Заказной
По стадийности
• В один этап
• В два этапа

Открытый архитектурный конкурс
Открытый архитектурный конкурс объявляется для неограниченного числа участников. Для участников может вводиться профессиональный ценз (только для профессиональных архитекторов / для архитекторов и студентов архитектурных вузов / без ограничений). Для ограничения участия может вводиться регистрационный взнос, составляющий, как правило, 30—150$.
+ Широкая гамма решений, в том числе нестандартных
- Недостаточно высокий уровень профессиональной культуры части участников

Заказной архитектурный конкурс
Участники конкурса персонально приглашаются из числа наиболее авторитетных архитекторов, работающих в данной области архитектуры. Их участие, как правило, оплачивается заказчиком (1000$--10000$).
+ Гарантированное получение проектов высокого профессионального уровня
- Небольшое число участников, малая вероятность получения нестандартных решений

Проведение конкурса в один или два этапа
При проведении конкурса в два этапа на первом, как правило, производится сравнение концептуальных решений и отбор на их основе финалистов. Иногда отбор финалистов производится на основе конкурса портфолио (Пермский музейный центр).
На втором этапе авторы предоставляют уже более проработанные решения, измененные с учетом решений конкурентов, представленных на первом этапе.

Особенности проведения архитектурных конкурсов с учетом Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ

Архитектурные проекты для для государственных или муниципальных нужд должны выбираться на основе конкурса в порядке, предусмотренном главой 2.1. ФЗ -94. В соответствии со ст.31.1., ч.2., п.8, архитектурные проекты отнесены к произведениям литературы и искусства, в отношении которых установлен особый порядок размещения заказа. При этом ч.3 оговаривает, что «под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации».

Таким образом, распространенная в России практика выбора архитектурных проектов путем проведения аукционов, запроса котировок и конкурсов без учета положений гл.2.1 не вполне соответствует закону.
При этом отечественное законодательство неважно сочетается с общепринятой международной практикой. В частности, остается неурегулированной ситуация последующего за выбором архитектурного проекта заказа проектной документации для строительства (каковой должен производиться путем аукциона). П.24 ч.2 ст. 55 гл.6 предусматривает заключение с автором архитектурного произведения, как с единственным поставщиком, лишь «размещение заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами».

Состав сведений в извещении о проведении конкурса, содержание конкурсной документации, условия подачи заявки не вполне корреспондируются с общепринятыми в международной практике проведения архитектурных конкурсов правилами. Однако эти противоречия не являются неразрешимыми, хотя и требуют дополнительной юридической проработки.

В последние годы в России было проведено несколько крупных международных архитектурных конкурсов для государственных нужд. В частности, был проведен международный конкурс на проектирование нового здания мэрии г. Москвы (2002), международный конкурс на проектирование нового здания Мариинского театра (2003), международный конкурс на проектирование здания Пермского музейного центра (2007).

Состав жюри
В соответствии со ст. 7, п.3 число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек. Ст. 3.1. ФЗ -94 предусматривает, что при проведении конкурса на создание произведения литературы или искусства в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

Открытость конкурса
Конкурс должен быть открытым (ст. 8 п.3)
Ст.20 п.3. Не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Рекомендации по организации конкурсов на проектирование объектов культуры Новосибирской области.

1. Оптимальной формой проведения конкурса представляется проведение открытого всероссийского (с возможным международным участием) двухэтапного конкурса на создание архитектурного проекта. По итогам первого этапа, открытого для всех, формируется список финалистов (от 3 до 10).
2. С финалистами заключается государственный контракт на создание архитектурного проекта в рамках второго тура конкурса (в сумме 1000—3000$ каждому). Победитель получает 1 премию в размере 10000$ и (или) право заключения контракта на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства и авторскому надзору за строительством (сумма которого может быть предварительно определена).
3. Конкурсная комиссия (жюри) формируется в составе 7—10 человек, в него включаются:
• Представитель Администрации области (руководитель департамента, вице-губернатор или губернатор)
• Руководитель или художественный руководитель учреждения, для которого выполняется проект
• Главный архитектор города или области
• Авторитетные архитекторы международного или российского уровня
• Авторитетные архитекторы местного уровня
• Представитель организатора (соорганизатора)
4. Сроки проведения конкурса устанавливаются:
• 1 этапа – 2—3 месяца
• 2 этапа – 1—2 месяца
5. Разрабатывается сайт конкурса, служащий основной коммуникационной площадкой фестиваля. На сайте размещаются:
• Конкурсная документация, условия проведения конкурса (извещение)
• Представленные на конкурс проекты
• Персональный кабинет для голосования членов жюри конкурса
• Итоги конкурса
6. По итогам конкурса публикуется каталог. Освещение конкурса производится в местных СМИ, а также в специализированных профессиональных СМИ на основе договоров информационного спонсорства (партнерства).
7. Не рекомендуется одновременно проводить конкурсы на несколько объектов.
8. Конкурс должен проводиться с привлечением к организации профессиональных организаций архитекторов (Фонд «Золотая капитель», Союз архитекторов).
9. В условия последующего аукциона/тендера на разработку проектной документации вносится положение об обязательности заключения заявителями авторского договора с победителем проведённого конкурса.


Директор Фонда «Золотая капитель»
Профессор Международной академии архитектуры
(отделение в Москве) А.Ю. Ложкин

Источник: alexander-loz.livejournal.com

 






Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru