22.08.2017 09:46:53
Интервью главного архитектора Севастополя Александра Моложавенко (*Примечания)
Почему Севастополь разрешают застраивать с нарушениями закона. Почему итоги украинского распила земли в городе оказались сильнее российских правил и норм. Почему к канализации и электросетям, рассчитанным на три дома, чиновники разрешают подключать десять. Почему одиозным украинским девелоперам в российском Севастополе можно то, чего нельзя рядовым гражданам. Обо всем этом «Примечания» беседуют с главным архитектором Севастополя Александром Моложавенко.

- 22 декабря 2016 года за вашей подписью было выдано разрешение на начало строительства «СК Форум Крым» на 15 пятиэтажных домов в микрорайоне «Омега-2». В этот момент действовал мораторий на застройку этого микрорайона, подписанный еще в 2014 году вашим предшественником Малоземовым. Причина моратория — недостаточная мощность инженерных сетей. В документе было указано, что выдача разрешений на застройку возобновится после разработки проекта планировки территории. Почему вы выдали разрешение вопреки этому документу?

- Это распоряжение (мораторий — прим.) департамента архитектуры. Есть документ более высокого уровня. Он называется градостроительный кодекс российской федерации. В соответствии с градостроительным кодексом, если у инвестора или застройщика есть земельный участок, есть проектная документация, прошедшая экспертизу, есть технические условия, которые обеспечивают необходимую инфраструктуру для данного объекта, в течение 7 дней департамент архитектуры, проверив наличие документов, обязан выдать разрешение на строительство. Других оснований для отказа у нас нет. У нас основание для отказа — отсутствие земли, отсутствие проектной документации и технических условий.

От редакции: Статья 51 часть 3 Градостроительного Кодекса РФ гласит:
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки (ПЗЗ), за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законом случаях.

Ни под одно из исключений застройка СК «Форум-Крым» не попадает. К тому же, согласно Градостроительному кодексу, застройщик должен был в числе прочих документов предоставить в департамент градостроительный план земельного участка, выданный не ранее, чем за три года до дня предоставления заявления на получение разрешения на строительство (пп. 2, п. 7, ст. 51, ГрК РФ) — это документ тоже разрабатывается на основании ПЗЗ и проекта планировки территории (ППТ).

В материалах, содержащихся в проектной документации, должна быть схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (пп. 3 «б», п. 7, ст. 51 ГрК РФ) — разрабатывается на основании ПЗЗ и ППТ.

- А разве градостроительный кодекс не определяет необходимость разработки правил застройки и землепользования (ПЗЗ) и проекта планировки территории (ППТ) для участка?

- Законодательство развивается. Если мы возьмем двухтысячные годы, тогда вообще ничего не требовалось. Была даже обязанность органов местного самоуправления при запросе любого застройщика сформировать земельный участок.

И только лишь в 2017 году возникли изменения в градостроительный кодекс, говорящие: прежде чем предоставлять земельный участок, необходима такого рода документация, которая бы эту территорию каким-то образом организовывала. Определяла, где транспорт, где необходимые коридоры коммуникаций. Только после этого можно предоставлять участки.

В России уже давно нельзя предоставлять земельные участки без генплана и ПЗЗ, а с 2017 года на участок должны быть еще в обязательном порядке проект планировки территории и проект межевания.

Но в данном случае у застройщика уже есть земельный участок. Каким образом он был выдан предыдущей администрацией или предыдущим правительством — не имеет значения. Поэтому оснований для отказа нет.

От редакции: Исчерпывающие основания для отказа есть. Земельный участок СК «Форум-Крым» получила в аренду уже при России в 2016 году — не переводом договора из юридического поля Украины, а по вновь подписанному «инвестиционному контракту» с правительством Меняйло.

Что касается изменений законодательства, то п. 3 ст. 51, полный текст которого мы привели выше, введен в действие в 2011 году, то есть на момент получения земли под застройку он уже действовал. Значит, версия господина Моложавенко, что ПЗЗ и ППТ нужны только при выделении земли, которую он пытается «скормить» журналистам — несостоятельна.

Требования по наличию ПЗЗ и ППТ применяются именно в момент выдачи разрешения на строительство, а не в момент получения земли — это юридически не связанные процедуры.

- То есть все эти требования, касающиеся необходимости разработки ПЗЗ и ППТ, действуют только на этапе выделения земли?

- Совершенно верно. У нас нет оснований для отказа. Мы можем лишь оспаривать предоставление земли, если оно было незаконным.

Законодательство выстроено таким образом, чтобы органы власти как можно меньше субъективно влияли на принятие решения, если изначально система выстроена. Для чего делается генплан? Чтобы определить функциональное зонирование. Для чего делаются правила застройки и землепользования? Чтобы для каждой территориальной зоны определить предельную высоту, процент застройки, процент озеленения, количество парковок и другие требования.

Третий важный документ — это нормативы градостроительного проектирования, которые говорят сколько необходимо объектов социальной инфраструктуры на данную территорию. И они иногда касаются конкретных видов объектов, например, требований по количеству парковок тоже есть в нормативах градостроительного проектирования, требования по озеленению. На основании этих трех документов разрабатывается проект планировки территории.

От редакции: Утверждение не соответствует действительности. Процитируем Градостроительный кодекс еще раз:

Статья 51, пункт 3: Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки (ПЗЗ), за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законом случаях. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

- Получается, для Севастополя все эти требования — филькина грамота, потому что вся земля давно, еще при Украине, роздана?

- Да, если земля есть, оснований для отказа нет. Другое дело, что принятые нормативные акты — нормативы градостроительного проектирования и плюс «достопримечательное место», по которому теперь нельзя строить выше, чем указано в досмеcте — обязывают застройщика выполнять установленные ограничения. Мы обязаны проверять соблюдение этих норм.

Надо различать две вещи: есть экспертиза, которая смотрит конкретный объект — надежность, прочность, устойчивость, расчеты конструкций. И есть показатели, которые мы проверяем — не те, что прописаны в СНиПах, а те, что указаны в правилах застройки и землепользования и в нормативах градостроительного проектирования. Это то, что направлено на социальную ориентированность в первую очередь: высотность, процент застройки и так далее.

Сами понимаете, здание можно построить высокое, и оно будет технически выполнено правильно. Но если в приказе Минкульта о досместе указана предельная высота 16 метров, не может застройщик сделать выше.

От редакции: Экспертиза также не может быть проведена в отсутствии ПЗЗ и ППТ, так как при ее проведении должно проверяться выполнение проектом нормативных и градостроительных требований, в том числе тех, что описаны в ПЗЗ и ППТ.

- Тем не менее, вопрос принципиальный: мы видим документ за подписью Малоземова, вводящий мораторий на застройку в микрорайоне «Омега-2а», и документ за вашей подписью, который его отменяет. Произошло это в апреле, а разрешения вы выдавали в декабре-январе. Что, на бумагу за подписью Малоземова можно вот так просто закрыть глаза?

- Конечно, ее надо было сначала отменить.

От редакции: Совершенно верно. Пока не отменили – она действует.  И отменить её можно только обосновано. Либо – по суду.

- Так почему вы сейчас не отзовете выданные разрешения и не заставите застройщиков пройти эту процедуру снова, но уже с учетом принятых нормативов градостроительного проектирования?

- Есть распоряжение, подписанное господином Малоземовым, а есть федеральный закон. Я не имею права нарушить федеральный закон. У нас есть какой-то местный документ, который противоречит...

Другое дело, что мы должны были вовремя его обнаружить и вовремя отменить. Надо было сразу его отменить. Когда я обратил на него внимание, когда мне сказали — да, я его отменил.

- Застройщик подает вам документы, в которых есть технические условия на подключения к инженерным сетям. Вы наверняка не раз бывали в том районе и знаете, что дома там сидят без воды, без света — каждый день из-за нехватки мощностей на подстанции у них вырубает свет на несколько часов. К канализации, рассчитанной на три дома, подключены более 10 домов. Мощности инженерных сетей за последние годы в том районе значительно не увеличились. Как застройщики получают техусловия в таком случае? Объясните, как это происходит в Российской Федерации.

- Мы сейчас уходим в плоскость взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Перечисляю: согласование филиал ПАО ЭК «Севастопольэнерго», технические условия от 28.01.2016. «Севастопольэнерго» выдало им технические условия. У них, как у эксплуатирующей организации, есть сведения о мощностях, о кабелях, которые проложены там.

Есть технические специалисты. Получают запрос от «Форум-Крым»: «Здесь будет 15 домов пятиэтажных общей площадью такой-то. Нам необходима такая-то мощность». «Севастопольэнерго» со своими специалистами рассматривает этот запрос и говорит: «Чтобы выполнить эти технические условия, нужно построить подстанцию, поменять столько-то километров кабеля и так далее».

Это все прописывают и заключают договор на технологическое присоединение, где компания «Форум-Крым» обязана выполнить все условия и передать им на баланс потом этот кабель и эту подстанцию.

Следующие технические условия выдал ГУПС «Водоканал», далее - связь и другие.

- Давайте вспомним о генплане. По генплану 2005 года, который сейчас признается действующим, на участке, выделенном под застройку компании «Форум-Крым» проходит кольцевая автодорога. Каким образом вы выдавали разрешение на жилые дома?

- Вы опять задаете вопрос, который имеет место быть, но... Тот человек, который принимал решение о предоставлении земельного участка должен был посмотреть и сказать: «Нет, здесь проходит дорога, землю невозможно предоставить». Однако решение органа власти было, мне сейчас надо каким-то образом реализовать это решение. У меня на отказ нет права, это не моя компетенция.

От редакции: Зато у департамента архитектуры и градостроительства есть право и обязанность введения серветутов на общегородские потребности инженерных и транспортных сетей. И именно поэтому запрещена выдача разрешений на строительство без ПЗЗ и фактически ППТ.

- У нас в городе масса случаев, когда участки простых севастопольцев попадают в досместо или в лесную зону, они обращаются в департамент архитектуры за ГПЗУ. А им выдают ГПЗУ, на которых ничего нельзя построить. Места под строительство нет. Владеть можно - строить нельзя. Почему здесь, на месте дороги, оказалось, что строить можно?

- Генеральный план 2005 года отличается от российских генпланов. Российскими генпланами не устанавливаются красные линии. Генпланом 2005 года частично для некоторых магистралей устанавливались красные линии. Но если зона жилая, участок жилой, мы обязаны выдать градостроительный план. Я должен поднять градостроительный план участка, чтобы понять, были там установлены ограничения или нет, были ли там красные линии.

Насколько я знаю, в сегодняшнем генеральном плане и в сегодняшней схеме улично-дорожной сети, которая сейчас разрабатывается, на этой территории нет автодороги. Она сделана в обход, идет поиск другого решения. Потому что, если бы эта дорога шла, она затронула бы не только «Форум-Крым», но и остальных застройщиков.

Да, все должно быть правильно: генплан, правила застройки и землепользования. Все эти этапы органы власти в России уже прошли. В Севастополе сейчас происходит то, что происходило на материке в 90-х годах.

Сейчас ситуация значительно улучшилась. Не могу сказать, что она идеальна, но она лучше. И такие ситуации в принципе невозможны, все формализовано. Генплан, ПЗЗ, ППТ — все сделано и размещено в сети. Любой гражданин может зайти, посмотреть и увидеть, есть ли там те или иные нарушения. И здесь со временем будет то же самое.

Предыдущая власть игнорировала полностью функциональные зоны при выделении земли -  и дороги, и зеленые зоны. И в лесной зоне предоставлялись участки. Для меня это, конечно, удивительно.

От редакции: В новом генплане, вынесенном на осуждение, кольцевая автодорога в микрорайоне «Омега-2а» есть. И проходит она по участку СК «Форум-Крым». Г-н Моложавенко утверждает, что для этой дороги разработчики генплана ищут другие пути, так как она затрагивает и земельные участки других застройщиков. Однако на деле она проходит только через небольшую часть гаражного кооператива. Вокруг нее действительно все давно и плотно застроено.

Земля застройщику выдавалась в 2016 году, разрешение на строительство - тоже в 2016, причем подписывал его именно Моложавенко. Соответственно, и департамент, и сам застройщик обязаны работать исключительно по градостроительным нормам РФ. Но глава департамента продолжает обвинять в «промахах» прошлую власть.

- Существует свод правил «Градостроительство. Планировочные решения городских и сельских поселений». Это документ более высокого уровня, чем принятые у нас нормативы градостроительного проектирования?

- Да. Иерархия документов следующая: есть федеральный документ — СП «Градостроительство. Планировочные решения городских и сельских поселений». Он принимается на территории всей России, где есть большие города, средние города, малые города. Это такой рамочный документ.

Но у нас в Севастополе есть свои особенности: и климатические, и географические, связанные с рельефом. Смысл местных документов — уточнить требования. В том случае, если требования ограничивающие, в местном документе они не могут быть более мягкими. А если разрешающие — более жесткими. Вот основной принцип, если кратко.

- Хорошо, разрешение компании «Форум-Крым» выдавалось в декабре, когда местные нормативы градостроительного проектирования еще не были приняты. Мы можем говорить, что проект «Форума» не должен противоречить федеральному СП?

- Да, конечно.

- В их проектной декларации указаны лишь гостевые площадки для хранения автотранспорта и паркоместа для инвалидов. А где парковки для жителей?

- Это они и есть.

- Почему «гостевые»?

- Это вопрос, на который вам никто из специалистов не даст ответа: какая разница между гостевыми и... Есть понятие «автопарковка», она может быть платная или бесплатная — это место постоянного хранения автомобиля. На гостевые парковки в соответствии с СанПином не распространяются разрывы от зданий и сооружений. Их так назвали - гостевыми.

- Вы проверяете их количество в проекте?

- Да, мы проверяем. Одной из причин отказа может быть недостаточное количество парковочных мест.

- Застройщик должен эти данные публичить, чтобы покупатель квартиры мог заранее убедиться в том, что место под автомобиль в его дворе будет?

- Вот этого я не могу сказать, нужно уточнить, должен или нет. На самом деле они больше сделали парковок. Это один из первых примеров в Севастополе, где они сделали кварталы такой буквой П, где парковки находятся за пределами этих кварталов. Внутри зоны для пешеходов и технологические проезды, а все остальное — за границами внутренних дворов. Это решение, на мой взгляд, хорошее. И парковок там, мы смотрели, достаточно.

Теперешние проекты, которые приносят, уже делаются в соответствии со всеми региональными нормативами. Сейчас там 300 автомобилей на тысячу жителей. Считается общая площадь, по показателям количества квадратных метров на одного человека считается численность населения. На тысячу жителей должно быть 300 паркомест.

От редакции: Утверждение не соответствует действительности. В красных линиях застройки (проектное предложение по ЖК «Олимпия» было выложено на сайте СК «Форум-Крым») на которые выдавалось разрешение на строительство СК «Форум-Крым», парковок на 480 квартир не предусмотрено. В проектной декларации точного числа паркомест тоже нет. Все, что будет за красными линиями можно спокойно пообещать, а потом не сделать. И никто застройщика за это не накажет.

- Еще один вопрос по проектной декларации. В проектной декларации СК «Форум Крым» на момент выдачи разрешения были указаны ложные данные.  В качестве объектов, выполненных данным юридическим лицом, образованным только в ноябре 2014 года, были вписаны объекты, введенные в эксплуатацию в 2012-2013 годах. Эта компания в правовом поле РФ была образована заново, а украинский «Форум-Крым» был ликвидирован в начале 2015 года, в том числе чтобы избежать гарантийных обязательств по домам 66,68,70 по проспекту Античный. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт. Какую ответственность должно нести юридическое лицо –застройщик за внесение заведомо ложных данных в проектную декларацию?

- Вы намекаете, чтобы департамент архитектуры был прокуратурой или следственным органом. Мы не обязаны проверять.

Земельный участок оформлен на кого? На СК «Форум-Крым». Мы проверяем: есть СК «Форум- Крым», есть земельный участок на него оформленный. Они подали нам документы, мы выдали разрешение. Проектную декларацию они нам не подают. Они публикуют эту декларацию: сами готовят, сами публикуют.

Не подменяйте, пожалуйста, органы. Если есть нарушение, этим должны заниматься следственные органы. А у нас очень узкая задача. Разбираться, почему они в декларации указали какие-то другие объекты, относящиеся к кому-то другому, не наша задача.

Вчера у нас было совещание. Мы на нем проговаривали, что не имеем права отказывать гражданину в разрешении на строительство, если в приказе Минкульта указано, что там могут быть какие-то объекты археологии. Кодекс не говорит о таком условии отказа.

Мы обговорили с нашим Севнаследием: да, мы обязаны выдать разрешение на строительство, мы тут же вас, Севнаследие, информируем, что выдали разрешение на строительство, а ваша обязанность пойти и проверить, как владелец начнет строительство, будет там археология или нет.

От редакции: Кодекс о таком условии отказа не говорит. Но зато эти условия четко прописаны в законе об охране культурного наследия 73-ФЗ: при выявлении на участке памятников археологии останавливается и процесс оформления документов, и строительные работы, если объект на земельном участке был обнаружен уже после их начала.

Таким образом, в выдаче разрешения на строительство при обнаружении (выявлении) на земельном участке археологических и исторических объектов должно быть отказано до выдачи заключения о возможности строительства объекта согласно заявлению застройщика на основании Федерального Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так как любые строительные работы, не направленные на сохранение данного объекта на таких участках запрещены этим законом.

- Кто принимает решение о выделении земли под объекты? Вот сейчас на проспекте Античном строится детский садик, который частично попадает на античную дорогу. Вы говорите, не ваша задача определять, попал объект на археологический памятник или не попал. Но это же государственный участок, его кто-то согласовывал. Возможно, город мог бы выделить под детский сад участок под полуразрушенной школой «Коллегиум» недостроенной.

- Она будет достраиваться. Тоже по ФЦП.

- Хорошо, СК «Форум-Крым» получила участок 3 га под жилые дома. Есть же в Российской Федерации процедура изъятия участков под объекты федерального значения с компенсацией?

- Нет. И даже с компенсацией нет. Без конкурса выделить земли можем, изъять не можем. Только под инженерную и транспортную инфраструктуру.

Мне тоже не всегда нравится российское законодательство. В финском, к примеру, не ограничен круг объектов, под которые можно провести изъятие. Важны лишь процедуры. У нас фактически можно изъять только в двух случаях. В России гораздо жестче права собственности защищаются, чем в европейском законодательстве. Мы можем только выкупить, если договориться, с согласия собственника.

Детский сад не на античной дороге стоит. Я удивляюсь вашему изданию. Вы специалист? Нет. И я тоже нет. Как 73-ФЗ говорит? Начали строить, нашли что-то такое - вызвали специалистов. Специалисты пришли, проверили, покопали.

В Краснодар ездили по дороге? Там 6 или 8 участков картами исследуют. Дорогу начали делать и нашли. Вот они все это исследуют, зафиксируют, сфотографируют и примут решение, важные это объекты, мирового значения или нет. Если нет, то зафиксируют факт и продолжат работы дальше.

От редакции: Читаем Земельный кодекс.

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Что касается выделения земель без конкурса, эту процедуру также описывает Земельный кодекс РФ, статья 39.6 «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов». Ни под один из пунктов статьи факт выделения земельного участка СК «Форум-Крым» не попадает. Это чисто коммерческая застройка.

Высказывание Моложавенко, касающееся античной дороги, тоже не соответствует действительности. На место строительства детского сада выезжали специалисты, выявленные ими факты были представлены в докладе члена общественной палаты Севастополя Григорий Донца, направленном в адрес ОНФ — нарушений там предостаточно.

- Еще один объект в этом же районе. В январе этого года была выдано разрешение на строительство «базы отдыха» возле пляжа Солдатский. Два четырехэтажных дома в непосредственной близости от моря. Застройщик ООО «Класс». При Украине этот пансионат уже пытались построить, и тогда были массовые протесты севастопольцев против застройки пляжа. Не боитесь, что протесты повторятся?

- Мне нужно посмотреть документы. Но опять же я хочу повторить: если я выдавал разрешение, все было в соответствии с законодательством. В Севастополе пора уже привыкнуть: есть мнение граждан, есть мнение бизнеса, а есть нормативные документы. Если документы на землю не были оспорены судебно, если цепь решений состоялась, то нравится вам или не нравится — это чисто субъективная характеристика.

От редакции: В третий раз цитировать статью 51, пункт 3 Градостроительного кодекса мы уже не будем.

- Такие объекты не должны проходить через публичные слушания? Это единственный пляж в районе, и люди боятся, что он будет изолирован, ведь по антитеррористическим правилам территория пансионата должна быть закрытой.

- Нет, обязательная зона у моря...

- Да, 20 метров.

- Именно. Опять же можно на эту территорию наложить «публичный сервитут», чтобы она постоянно была открыта.

От редакции: Построенный «пансионат» (по факту апартаменты) может присвоить пляжу статус «лечебного» и потом со спокойной совестью его закрыть.

- Кто будет эти вопросы решать?

- Правительство будет. Это называется установление публичного сервитута. С такой инициативой может выйти общественность или организация любая. Определяются границы, проводятся публичные слушания и устанавливается публичный сервитут.

Надо просто всем заниматься. 20 лет все было нерегулировано, а сейчас все хотят быстро. Представляете, как это сложно? Я тоже хотел бы быстро. Чтобы город Севастополь стал белым, чистым, красивым, чтобы все ремонтировалось как нужно.

Я недавно был в «Динопарке», мне лично понравилось. Надо смотреть, что меняется. Вы через два-три года Севастополь не узнаете. Вы увидите разительные изменения.

Есть проблемы в реализации механизмов, особенно связанные с федеральными деньгами - надо составить проектную документацию, сделать сметы. Есть проблемы, связанные с недобросовестными подрядчиками, которые выигрывают тендеры. Но реально в Севастополь вкладываются большие деньги, и результат, я думаю, понравится севастопольцам.

От редакции: В первую очередь сервитуты должны накладывать Департамент архитектуры и градостроительства и Департамент имущественных и земельных отношений. Именно поэтому в Градостроительном кодексе прописаны обязательные документы — ПЗЗ и ППТ, разработка которых предшествует выдаче разрешения на строительство. Сами ПЗЗ и ППТ при разработке обязательно проходят через публичные слушания, на которых сервитуты оговариваются с местными жителями.

- Что касается пансионата... У нас при Украине такая история случалась очень часто, и сейчас при России она тоже случается: в городе, где большинство жителей видели яхты только у причала, прямо на берегу моря строятся эллинги. По факту это квартиры, в них живут обычные люди, и причалов нет. Не получится ли так, что пансионат у Солдатского пляжа превратится по факту в апартаменты. Кто это должен контролировать?

- Не получится, если, в том числе, и пресса будет информировать граждан, что апартаменты — это не жилье, в них нельзя прописаться. Это часть гостиничного комплекса.

Вы должны объяснить гражданам, что нельзя покупать дома, где есть проблемы. Если они дешевле, чем на рынке, надо думать, что с ними не так. Лучше обратиться в департамент архитектуры и спросить, все ли там нормально. Мы ответим. А люди рискуют, а потом жалуются, что их обманули.

- То есть вы предлагаете, чтобы именно мы проводили кампанию по опубличиванию информации по таким псевдопансионатам?

- Конечно. У нас уже порядка 50 исков по сносу таких вот псевдоиндивидуальных жилых домов, псевдогостиниц. Отдельно создается порядок, по которым они будут выявляться, и мы ими будем заниматься. У нас сейчас работает комиссия по сносу. Поэтому это и ваша задача должна быть. И не надо пытаться выстроить конфликт между обществом и бизнесом. Бизнес - это необходимая часть общества. Кто-то же должен брать на себя ответственность строить.

От редакции: Конечно, глава департамента архитектуры и градостроительства может продолжать напирать на то, что по факту в Севастополе градостроительные нормы РФ пока не действуют — у нас нет даже генплана, а посему все происходящее в строительной сфере можно считать издержками переходного периода. «Если мы не будет выдавать документы, все застройка, в том числе в частном секторе, вообще остановится», - объясняют чиновники.

Однако одно дело — согласовать строительство частного дома на участке по ИЖС, и совсем другое — обречь несколько тысяч человек на пожизненное существование в гетто. Ведь благодаря разрешениям, выданным г-ном Моложавенко, фирмы застройщиков Лебедева и Кабанова построят в «Омеге-2а», где почти не осталось свободной земли, еще 25 многоэтажных домов, возведение которых фактически не соответствует российскому законодательству. Севастополю это надо? Неужели нельзя было подождать пару лет, пока появятся генплан, ПЗЗ и ППТ, пройдут публичные слушания, а потом построить — но уже по закону.

Беседовала Екатерина Резникова

Оригинал


Теги:




Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru