26.06.2017 06:38:37
Алексей Комов: «Нужно быть не иждивенцем, а профессиональным горожанином»

Архитектор из Москвы Алексей Комов приехал в Омск, чтобы помочь обустроить двор Лицейского театра. Он рассказал «ДО» о том, каким станет сквер после четырехдневного ворк-шопа «Территориум», зачем нужны «умные остановки» и как урбанистика двигает малый бизнес.

Алексей, вы до недавнего времени были главным архитектором Евпатории, нечасто встретишь действующих чиновников, включенных в подобный молодежный проект. Вы ездите по городам, проводите с начинающими архитекторами воркшопы... Как удается совмещать административную работу с такими урбанистическими практиками?

— Да, я был главным архитектором Евпатории, замглавы администрации, а сейчас советник по архполитике главы. Это практически то же самое, только больше возможностей быть эдаким эмиссаром. Я как полевой командир: могу и в штабе, могу и в поле. В Крыму по-другому нельзя.

А как вы, москвич, оказались в крымской администрации?


— Крымом я увлекся давно, еще до того как он стал трендом, мейнстримом. Очень много занимался исследованием его архитектурного наследия. Когда меня пригласили в Евпаторию, я был уже своим, а не варягом, десантированным из центра. В бытность замглавы заложил многое по благоустройству, то, что помогает городу развиваться с точки зрения среды, выживания малого бизнеса на улице. И это при неработающей экономике и дотационном бюджете. Но с семьей и четырьмя детьми тяжело жить на крымскую зарплату. Сейчас меня приглашают главным архитектором в Тутаев. И зарплата в 40-тысячном городе под Ярославлем в 2,5 раза больше, чем получает замглавы администрации Евпатории.

Расскажите про «Территориум», что это за проект?

— Он родился из «Курортограда» — большого проекта в Евпатории с выставками, конвейером лекций, воркшопами. Это было еще до бума благоустройства и этих развивателей, которые не являются архитекторами. Потом были Казань, Питер, Алтай...

А как в вашей образовательной программе появился Омск?

— В Омск я приезжаю уже в течение трех лет, обычно ранней весной, когда снега, лед и холодина. Меня приглашают на градостроительную конференцию, которую организует институт территориального планирования «Град».

У нас он знаменит тем, что сделал единственный в Крыму генплан — это генплан Симферополя.

В этом году я тоже был в Омске на конференции. А после меня пригласили на «Урбан-неделю», чтобы я поделился опытом с молодежью.

В Омске в качестве площадки для воркшопа выбран сквер у Лицейского театра. Какая здесь у вас задача?

— Нам предложили этот кейс со сквером. Он интересен тем, что во дворе жилого дома, довольно приватном, стоит общественное сооружение с общегородской функцией — театр. Понятно, что у них есть определенный конфликт, его надо решать, и делать это культурно, без агрессии. Основная цель архитектуры прямого действия, которую я исповедую, — это менять людей к лучшему. Чтобы горожане потом развивали свое пространство сами, не из-под палки и не по свистку. Это поднятие уровня культуры и городского самосознания.

А для молодых архитекторов такие воркшопы — прививки настоящей мастерской. Мы занимаемся реальным кейсом, и очень важно, чтобы часть задумок была реализована, чтобы можно было что-то пощупать.

Что в итоге можно будет пощупать у Лицейского театра?

— Мы готовим разные объекты. Сейчас у нас какой-то психоз по поводу лавок: все так устали, что им везде надо сидеть. Надо бы успокоиться и немного постоять, посозерцать. Поэтому во дворе будет выставочная экспозиция для афиш и другой информации о театре. Для этого мы сделаем легковозводимые ширмы, такие белые, курортные, в чеховском стиле. Будет арт-объект, совмещающий информативную функцию и дух театра. Будет сенсорный сад, где задействованы все органы чувств: и посмотреть, и понюхать, и походить по камням... Этим занимаются ландшафтный дизайнер из Симферополя Анна Лысенко и экологическая группа. Я потом еще раз приеду в Омск, когда все будет готово. Но это не завершенная история, это начало большого процесса, заведение внутрь инъекций стиля, который дальше может развиваться.

А кто будет делать все эти объекты?

— Ищем партнеров в Омске, которые будут это изготавливать. Задача всех этих средовых вещей и вообще архитектуры прямого действия — это оживление малого бизнеса. И не только за счет продажи бургеров в уличных павильонах. Сама культура возведения этих предметов требует тоже определенного профессионализма и навыка.

Кстати, один проект для Омска мы уже сделали, он скоро будет поставлен у Тарских ворот. Это авангардная инсталляция с деревянными фигурами, связанными с Омском. Мы с севастопольскими архитекторами выполнили ее специально для Омска, такой крымский привет.

Когда омичи смогут это увидеть?

— Это уже к омским организаторам. Чертежи есть, бюджет есть.

А сколько денег выделено на проект у Лицейского театра?

— Это тоже вопросы к организаторам. Я выступаю исключительно как импрешн, импульс. А дальше мне самому интересно, что будет. Сверхзадача наших воркшопов — из молодых архитекторов создать городских героев. Из этих несчастных, бедных, забитых архитекторов, которые заранее позиционируют себя пораженцами перед стройкомплексом, ощущают себя придатками сметных отделов. Не знаю почему. Эту парадигму нужно ломать об колено. Сегодняшнее поколение молодых архитекторов — последнее, которое может о себе заявить. А потом усредненные BIM-технологии вытеснят архитектуру, и она станет совсем прикладной отраслью строительства. В некоторых регионах это понимают.

А в Омске?

— А в Омске молодых архитекторов надо будить, выводить из летаргического сна. У сегодняшней молодежи есть отрыв от реальности. Их увлечение цифровыми технологиями атрофировало связь с настоящей жизнью. Крым хорош тем, что здесь очень жесткая связь с реальностью. Вот характерный пример — блекаут. В Севастополе установили «умные» остановки. Их особенность в том, что в них можно заряжать телефоны. На пятый день блекаута я приехал в темный, отключенный от света город. Светятся только остановки. Они автономны: установленные на крыше солнечные батареи питают штекеры и подсвечивают рекламу. И люди сидят на этих остановках и заряжают свои телефоны, для того чтобы позвонить родственникам, как-то успокоить. Такие «умные» остановки где-то в Москве кажутся очередной приблудой от «жира». А в такой экстремальной ситуации они реально служат людям. Это потрясающе! Для меня Крым — это проверка на прочность, это, по сути, проекты для страны.

А вообще урбанистика, создание своего стиля — это дорого для города?

— Изначально стиль города стоит недорого. Но важна тенденция, которая потом сама на себя начинает работать и аккумулировать средства. Сначала это доверие горожан и вопрос их объединения, когда город сам начинает быть ресурсообменной системой. Без всяких федеральных денег. Средства из центра начинают приходить уже на подготовленную почву. Тогда нет растерянности — а что нам делать с ними, как освоить? Капитализация города растет, он начинает притягивать инвестиции.

Благоустройство — это не навсегда. Оно должно пластично отвечать на запросы сегодняшнего дня. Благоустройство связано с каждодневной деятельностью человека — на уровне глаз, вытянутой руки, пятой точки. Это и есть архитектура прямого действия. А деньги — они во вред, если приходят в глупую ситуацию. Тогда они, наоборот, выжигают всю идентичность.

Я почему-то подумала про благоустройство улиц Чокана Валиханова и Ленина, подарок Омску от питерского «Газпрома» на миллиард каждый. Некоторые омичи считают, что идентичность после реконструкции нарушена.

— Я могу сказать, что это благоустройство сделано крайне деликатно и скромно. Некоторые города могут позавидовать уровню интеллигентного воздействия на городскую среду.

В Омске было много споров и возмущений по поводу того, что питерцы всю зелень вырубили, улицы в камень и гранит закатали...

— Я знаю про эти мнения. Но во время прогулок по улице Ленина меня ничего не раздразнило. Я вижу отреставрированные фасады, настоящий камень, округлые правильные бордюры. Если бы я знал какую-то предысторию, то, может быть, смотрел по-другому.

Мне кажется, тут есть еще один важный момент: нужно перестать заниматься самоуничижением, находиться в состоянии обиженного родственника. Нужно любить город в любом его состоянии. Да, человек в городском пространстве должен чувствовать заботу. Но и самому нужно быть не иждивенцем, а профессиональным горожанином. Это человек, который знает свои права, ему интересно, что происходит вокруг. А у нас все ленивые, лишний раз ознакомиться с нормативами — зачем? Есть же власти.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 24 (178) от 20 июня 2017 года


Теги:




Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru